Постановление Администрации Ярского района от 25.01.2013 N 78 "Об утверждении районной целевой программы "Аттестация рабочих мест в системе образования" "



АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. № 78

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "АТТЕСТАЦИЯ
РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ" (2013 - 2017 ГОДЫ)

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, с целью улучшения и оздоровления условий труда в учреждениях системы образования Администрация муниципального образования "Ярский район" постановляет:
1. Утвердить районную целевую программу "Аттестация рабочих мест в системе образования" (2013 - 2017 годы) (прилагается).
2. Определить муниципальным заказчиком районной целевой программы "Аттестация рабочих мест в системе образования" (2013 - 2017 годы) Управление народного образования Администрации муниципального образования "Ярский район".

Глава Администрации
МО "Ярский район"
Е.А.ПАГИНА





Утверждена
постановлением
Администрации
муниципального образования
"Ярский район"
от 25 января 2013 г. № 78

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
(2013 - 2017 ГОДЫ)

1. Паспорт программы

Наименование программы
Аттестация рабочих мест в системе образования (2013 - 2017 годы)
Заказчик
Управление народного образования Администрации МО "Ярский район"
Основной разработчик программы
Управление народного образования Администрации МО "Ярский район"
Цели и задачи программы
Основные цели:
1. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
2. Сертификация работ по охране труда на объектах образования.
3. Установление надбавок или скидок к страховым тарифам.
4. Обоснование льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Основные задачи:
1. Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
2. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах.
3. Предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.
4. Разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
Сроки реализации программы
2013 - 2017 годы
Исполнители программы и основных мероприятий
Управление народного образования Администрации МО "Ярский район".
Образовательные учреждения Ярского района
Объемы и источники финансирования
Районный бюджет.
Внебюджетные средства ОУ.
Спонсорские средства
Механизм реализации программы
Исполнители программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований заключают договоры с организациями, оказывающими услуги по выполнению основных мероприятий программы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Система организации контроля за исполнением программы
Информация о ходе выполнения программы и расходовании выделенных финансовых средств предоставляется исполнителями в установленном порядке.
Текущее управление и координация исполнения программы осуществляется районным управлением народного образования
Оценка эффективности программы
Социально-экономическая эффективность программы заключается в выявлении соответствия фактических санитарно-гигиенических условий труда нормативным требованиям; обосновании установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; соответствия производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда; степени тяжести и наличие монотонности труда; объемов ручного и тяжелого физического труда; соответствия обеспеченности работающих индивидуальными и коллективными средствами защиты стандартам безопасности труда; соответствия обеспеченности рабочих спецодеждой и спецобувью установленным нормам по номенклатуре и качеству

2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа

Районная целевая программа "Аттестация рабочих мест в системе образования" на 2013 - 2017 годы разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда необходима для выполнения требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ, получения фактической картины состояния условий труда на рабочих местах для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда.

Современное состояние аттестации рабочих мест
в образовательных учреждениях Ярского района

Работа по аттестации рабочих мест началась в МКСКОУ "Ярская школа-интернат", проведен аудит рабочих мест операторов котельной, работников пищеблока, швейного, столярного дела и сельскохозяйственного труда. Остальным образовательным учреждениям только предстоит начать работу в этом направлении, и первая задача, которая поставлена перед руководителями, - это проведение аудита. Финансирование работ по аттестации рабочих мест возможно с 2013 года по районной целевой программе "Аттестация рабочих мест в системе образования" на 2013 - 2017 годы.
Проблема аттестации рабочих мест по условиям труда тесно связана с недостатком финансирования на данное направление.
Реализация программы позволяет осуществить системный подход к решению данной проблемы и завершить запланированные мероприятия в течение срока действия программы.

Необходимость аттестации рабочих мест по условиям труда

Выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс РФ) - в последнее время прокуратура начала активно предъявлять претензии к руководителям организаций о невыполнении российского законодательства (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой одной из обязанностей работодателя является аттестация рабочих мест по условиям труда).
Получение достоверной фактической картины состояния условий труда на рабочих местах - при аттестации рабочих мест проводится, по существу, аудит условий труда на рабочих местах предприятия сторонней аккредитованной организацией. Результаты такого независимого аудита могут быть эффективно использованы работодателем для документально обоснованных его действий по всем направлениям обеспечения безопасных условий и охраны труда согласно Трудовому кодексу РФ.
Снижение налогов на фонд заработной платы сотрудников предприятия по результатам аттестации рабочих мест - при наличии по результатам аттестации рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда на предприятии может быть изменена структура заработной платы с включением в ее состав компенсационных выплат и отражением данного факта в локальных актах предприятия, включая коллективный и трудовые договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты указанного выше типа относятся к перечню выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Обоснование льгот, компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда - согласно постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с мая 2009 года должны устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест. Для работников бюджетной сферы надбавки за условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест уже в настоящее время.
Обоснование расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.), с отнесением этих затрат на себестоимость продукции - известны случаи, когда налоговые органы по результатам налоговых проверок накладывали на предприятия значительные штрафы (до 500 тыс. руб.) за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и СИЗ, так как на этих предприятиях не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (являющаяся основанием для таких льгот и пр.).
Получение скидок (до 40%) к страховым тарифам, оплачиваемым предприятием по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, - согласно действующему налоговому законодательству процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев зависит от категории предприятия по степени профессионального риска. Однако не все руководители предприятий знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40% ставку данного налога, если на предприятии обеспечены безопасные условия труда. Доказательством того, что на предприятии все хорошо с условиями труда, является факт аттестации рабочих мест по условиям труда (постановление Фонда социального страхования № 11 от 05.02.2002).
Получение положительного решения Пенсионных фондов по льготным пенсиям работников организации - для получения льготной пенсии недостаточно факта отнесения работника к вредной профессии. Для Пенсионных фондов нужны доказательства, что работник работал в этих вредных условиях труда. Подтверждением является аттестация рабочих мест. Известны также случаи, когда при оформлении льготных пенсий возникают серьезные трудности из-за того, что записанная в трудовой книжке профессия не совпадает с формулировками ЕТКС. Аттестация рабочих мест снимает эту проблему: в процессе ее проведения в обязательном порядке название профессии каждого работника приводится в соответствие с ЕТКС.
Проведение работ по улучшение условий труда за счет средств ФСС - согласно постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 787 и приказу Минздравсоцразвития РФ от 30 января 2008 г. № 43Н ряд мероприятий по результатам аттестации рабочих мест, направленных на нормализацию условий труда и сохранение здоровья работников, может быть выполнен не за счет средств предприятия, а за счет средств ФСС.
Получение заключения о соблюдении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в Госэкспертизе условий труда РФ. Получение лицензий на отдельные виды деятельности - во многих регионах действует порядок, по которому предприятие не может получить лицензию на определенные виды деятельности, пока у него не проведена аттестация рабочих мест и нет соответствующего заключения Госэкспертизы условий труда. По инициативе местных органов власти такие предприятия вносят в "черный" список и им не дают муниципальные подряды на выполнение работ. Зачастую наличие аттестации рабочих мест по условиям труда является условием тендеров и конкурсов.
Аттестация рабочих мест снимет многие претензии со стороны Госинспекции по труду при инспекционных проверках и рассмотрении несчастных случаев на производстве - одним из результатов аттестации рабочих мест являются "Протоколы оценки травмоопасности" каждого рабочего места. Из практики известно - если на предприятии не проведена аттестация и если происходит несчастный случай, то Госинспекция по труду при этом ставит в вину руководству тот факт, что оно (руководство) заставляло работать работника на рабочем месте, не убедившись в его безопасности. Если аттестация рабочего места есть, то администрация и служба охраны труда снимают с себя значительную часть ответственности при наличии несчастного случая.

3. Основные цели и задачи программы

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), а также внеочередным медицинским осмотрам (обследованиям);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта РФ и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на их проведение.
В рамках настоящей программы должна быть решена основная задача - выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ. Получение фактической картины состояния условий труда на рабочих местах для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда.

4. Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации программы: 2013 - 2017 годы.

5. Система программных мероприятий с указанием сроков,
исполнителей, объемов и источников финансирования

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся возможностей.

6. Механизм реализации программы

Реализацию программы осуществляет Управление народного образования Администрации МО "Ярский район", а также образовательные учреждения, которые несут ответственность за ее выполнение, эффективное и целевое использование средств, направляемых на выполнение программы.
Управление народного образования Администрации МО "Ярский район" и образовательные учреждения заключают договоры на проведение работ для выполнения программных мероприятий с непосредственными исполнителями мероприятий, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с законодательством, принимают и оплачивают выполненные работы, оказанные услуги в соответствии с условиями договора (соглашения).
В ходе реализации программы Управление народного образования и образовательные учреждения обеспечивают координацию деятельности основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств.
Администрация МО "Ярский район" и Управление народного образования Администрации МО "Ярский район" ежегодно уточняют, с учетом выделяемых на программу финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав ее исполнителей.

7. Система организации управления и контроля
за исполнением программы

Организация управления программой осуществляется Управлением народного образования Администрации МО "Ярский район".
Управление народного образования Администрации МО "Ярский район" по запросу Администрации муниципального образования "Ярский район" в установленные им срок направляет в отдел экономики оперативную информацию о реализации программы.

8. Контроль за ходом реализации программы

Контроль и ответственность за реализацию программы возлагается на Управление народного образования Администрации МО "Ярский район".
Управление финансов Министерства финансов Удмуртской Республики по Ярскому району с отделом экономики Администрации МО "Ярский район" и с другими исполнительными органами власти района совместно проводят выборочные проверки целевого использования средств бюджета Ярского района, выделенных на реализацию программы.

9. Оценка эффективности социально-экономических
результатов реализации программы

Социально-экономическая эффективность программы заключается в выявлении соответствия фактических санитарно-гигиенических условий труда нормативным требованиям; обосновании установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; соответствия производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда; степени тяжести и наличие монотонности труда; объемах ручного и тяжелого физического труда; соответствия обеспеченности работающих индивидуальными и коллективными средствами защиты стандартам безопасности труда; соответствия обеспеченности рабочих спецодеждой и спецобувью установленным нормам по номенклатуре и качеству.





Приложение № 1
к районной целевой программе
"Аттестация рабочих мест в системе
образования" на 2013 - 2017 годы

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
НА 2013 - 2017 ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МО "ЯРСКИЙ РАЙОН"

№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Расходы, тыс. руб.
Исполнители
Ожидаемые результаты
Объем финансирования, тыс. руб.
В том числе
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1
Мониторинг рынка, с целью выявления организаций и фирм, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест
1 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выявление потенциальных подрядчиков для заключения договоров
2
Подготовка и направление аттестующей организации заявки на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
1 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
3
Заключение договоров с аттестующей организацией на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
2 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
4
Подготовка перечня всех рабочих мест на основе штатного расписания
2 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
5
Издание приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
2 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
6
Подготовка и создание аттестационной комиссии
2 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
7
Подготовка сведений о выплачиваемых компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда
3 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
8
Подготовка графика проведения аттестации рабочих мест
3 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
9
Аттестация рабочих мест
3 кв. 2013 г.
2125
312
455
462
455
441
Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
10
Оформление результатов аттестации рабочих мест
3 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ
11
Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
4 кв. 2013 г.






Управление народного образования, образовательные учреждения
Выполнение требований Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ ("Об основах охраны труда в Российской Федерации"), законов "Об охране труда" в субъектах РФ


------------------------------------------------------------------