По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23.01.2013 <О признании частично недействующим постановления Правительства УР N 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 января 2013 года
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Гулящих А.В.,
при секретаре судебного заседания Ш.С.С.,
с участием:
- прокурора ФИО 10 Д.С.,
- представителей заявителя - ФИО 9 Д.А., действующей на основании доверенности от 9 января 2013 года сроком до 31 декабря 2013 года, ФИО 11 Р.М., действующего на основании доверенности от 1 февраля 2012 года,
- представителей органа, чье решение оспаривается, - Правительства Удмуртской Республики ФИО 12 Д.С., действующей на основании доверенности от 11 января 2013 года сроком по 11 января 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ижевское <данные изъяты>" (далее - ООО "<данные изъяты>") об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
установил:
ООО "<данные изъяты>" обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры "24463374,53" на цифру "72231012,70" в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года";
- подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры "753,67" на цифру "2225,30" в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Данные требования заявителем обоснованы тем, что он является собственником земельного участка площадью 32459 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № уплачивает земельный налог. Оспариваемым нормативным правовым актом изменены в сторону увеличения удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Ижевск" по 9 группе вида разрешенного использования для кадастрового квартала N, на территории которого расположен находящийся в собственности заявителя земельный участок. Указанные изменения привели увеличению кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, что влечет для него увеличение налоговых платежей, исчисляемых исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, что нарушает его права.
В судебном заседании представители ООО "<данные изъяты>" ФИО 13 Д.С. и ФИО 14 Р.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики ФИО 15 Д.С. просила в удовлетворении заявления ООО "<данные изъяты>" отказать, ссылаясь на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15.05.2009 г. принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Основанием для принятия данного постановления явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в постановлении Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления, что соответствует требованиям Регламента Правительства Удмуртской Республики. В данном случае по аналогии закона сведения о новой (исправленной) кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровую ошибку, представлены в виде проекта постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года, как и в случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель. Правительство Удмуртской Республики не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную органом кадастрового учета. Полагает, что письмо Росрегистрации от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ, регламентирующее процедуру исправления ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и не подлежит применению.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора ФИО 16 Л.С., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились <данные изъяты>.
По результатам проведенных работ <данные изъяты>" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем 18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года № 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ООО "<данные изъяты>" на основании постановления Администрации города Ижевска от 8 декабря 2009 года № 1197/2 и договора купли-продажи земельного участка № № от 26 января 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 32459 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № от 15 февраля 2010 года. До приобретения земельного участка в собственность ООО "<данные изъяты>" владело данным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения Исполкома Ижевского городского Совета народных депутатов № от 5 ноября 1992 года, что подтверждается государственным актом N, выданным Исполкомом Ижевского городского Совета народных депутатов и зарегистрированным в Ижевском городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ООО "<данные изъяты>" поскольку увеличение кадастровой стоимости находящегося в собственности заявителя земельного участка, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов", и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за данный земельный участок.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что с января 2009 года, то есть с начала налогового периода, ООО "<данные изъяты>" осуществляло расчет авансовых платежей по земельному налогу, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка), исчисленной с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок заявителя, который утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года в ранее принятое постановление № 275 от 24 ноября 2008 года внесены изменения, повлекшие увеличение кадастровой стоимости земельных участков заявителя.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности заявителя, повлекло увеличение сумм уплачиваемого земельного налога.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), то есть в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил. В ответе на запрос суда № 12-22/332 от 22 января 2013 года Управление Росреестра по Удмуртской Республике указало, что при исправлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя протокол выявления кадастровой ошибки не составлялся, решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принималось.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям части 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Поэтому направленную в Правительство Удмуртской Республики пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, так как указанный документ не отвечает требованиям, изложенным в части 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, и, по своей сути, не является решением органа кадастрового учета.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 8 апреля 2000 года методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в том числе относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы Федеральной налоговой службы России.
Таким образом, орган исполнительной власти Российской Федерации, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством Удмуртской Республики при принятии обжалуемого постановления № 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года).
Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 8 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Причем, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", чем обосновывало Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике в пояснительной записке наличие кадастровой ошибки, и что могло бы свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя, а за основу фактически приняты показатели кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденные постановлением Правительства РФ № 181 от 26 мая 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Данное постановление было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года.
Иных, кроме пояснительной записки к проекту постановления, доказательств того, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, действительно допущена ошибка, суду не представлено. Новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка заявителя, а также удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков не производилось.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные утратившим силу постановлением Правительства Удмуртской Республики № 181 от 26 мая 2003 года, что противоречит общим правовым нормам о действии нормативного акта во времени.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением № 116 от 15 мая 2009 года результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала № по девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", то есть в разрезе кадастрового квартала по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которого находится земельный участок, собственником которого является заявитель.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку удельные показатели принадлежащих заявителю земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами № 316 от 8 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвержден факт того, что постановление Правительства Удмуртской № 116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением положений федерального законодательства, требования заявителя о признании данного постановления недействующим в части с момента его принятия подлежат удовлетворению.
Суд также находит обоснованными доводы заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону, то сеть к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
Доводы представителя Правительства Удмуртской Республики об отсутствии нарушения прав заявителя суд находит необоснованными. В силу положений ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка как налоговая база при исчислении сумм земельного налога определяется в соответствии с земельным законодательством. Соответственно основанием для исчисления налоговой базы налогоплательщиком являются нормативные правовые акты субъекта РФ, которыми утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и определена кадастровая стоимость земельных участков. Поэтому изменение оспариваемым нормативным актом кадастровой стоимости земельных участков заявителя возлагает на него обязанность производить исчисление сумм земельного налога с учетом измененной кадастровой стоимости.
Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя приведены в соответствие с оспариваемым постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года. Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют о нарушении прав заявителя оспариваемым нормативным актом, учитывая, что определение налоговой базы в отношении принадлежащих ему земельных участков должно производиться заявителем в соответствии с их кадастровой стоимостью согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ООО "<данные изъяты>" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры "N" на цифру "N" в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года";
- подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры "N" на цифру "N" в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2013 года.
Председательствующий судья
А.В.ГУЛЯЩИХ
------------------------------------------------------------------