Решение Удмуртского УФАС России от 19.09.2013 по делу N СЮ05-03/2013-86 <О прекращении дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в части установления порядка ценообразования>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу № СЮ05-03/2013-86

Принято 12 сентября 2013 года.
Изготовлено 19 сентября 2013 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии "..." - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: "..." - начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "..." - старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), "..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "..." - специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело № СЮ05-03/2013-86, о нарушении ООО "С" (<...>, ИНН <...>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
12.09.2013 г.
в присутствии на заседании Комиссии:
представителя заявителя - ООО "В" - "..." (доверенность от 09.09.2013 г. № б/н);
представителя ответчика - ООО "С" - "..." (протокол № 34 очередного собрания участников ООО "С" от 20.03.2013 г.);

установила:

В Удмуртское УФАС России (далее - Управление) 25.06.2013 г. поступило заявление ООО "В" на действия ООО "С", выразившиеся в направлении дополнительного соглашения от 19.06.2013 г. к договору на предоставление коммунальных услуг от 11.01.2006 г. № 60, устанавливающего новый объем отпуска питьевой воды, и договора поставки артезианской воды от 19.06.2013 г. № 403, устанавливающего монопольно высокую цену на питьевую воду.
При рассмотрении заявления ООО "В" установлено следующее.
Между ООО "В" и ООО "С" 11.01.2006 г. заключен договор № 83 на поставку минеральной воды.
В соответствии с п. 4.1 договора № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. потребитель оплачивает поставщику минеральную воду по ценам, действующим на момент поставки. На дату заключения договора стоимость питьевой минеральной воды составляет 118,45 руб. за 1 м3 без учета НДС.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) от 28.07.2011 г. № 9/67 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 11.11.2010 г. № 14/59 "О тарифе на холодную воду, отпускаемую ООО "С" установлены следующие тарифы на холодную воду, отпускаемую ООО "С", на 2011 г.:
для населения - 16,93 руб./куб.м (с учетом НДС);
для прочих потребителей - 14,35 руб./куб.м (с учетом НДС).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 07.10.2011 г. № 13/18 установлены следующие тарифы на холодную воду, отпускаемую ООО "С", на 2012 г.:
для населения - 14,15 руб./куб.м (с учетом НДС);
для прочих потребителей - 11,99 руб./куб.м (с учетом НДС);
постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 28.09.2012 г. № 11/55 установлены следующие тарифы на холодную воду, отпускаемую ООО "С":
с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г.:
для населения - 14,15 руб./куб.м (с учетом НДС);
для прочих потребителей - 11,99 руб./куб.м (с учетом НДС);
с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г.:
для населения - 14,29 руб./куб.м (с учетом НДС);
для прочих потребителей - 12,11 руб./куб.м (с учетом НДС).
В соответствии с письменными пояснениями ООО "С", ООО "В" является потребителем минеральной питьевой воды, добываемой из скважин № 2519, 1/75. Данный факт подтверждается информацией, размещенной на бутылке минеральной воды "У". Для утверждения тарифа на отпускаемую ООО "С" воду в РЭК УР была представлена информация о номерах скважин 109, 2519, 1/75.
Исходя из изложенного, ООО "С" установило стоимость воды по договору № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. в размере 118,45 за 1 м3 без учета тарифов на холодную воду, отпускаемую ООО "С", установленных РЭК УР.
ООО "В" письмом от 17.07.2013 г. № 325 представлены документы, подтверждающие оплату по договору № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. за 2010 г., 2011 г., 2012 г.
В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о водоснабжении, водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о водоснабжении, оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с актом по разграничению балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения между ООО "С" и ООО "В" к договору № 83 от 11.01.2006 г. поставка воды осуществляется по водопроводной сети на основании договора № 83 на поставку минеральной воды от 11.01.2006 г., расчеты по исполнению которого производятся без учета решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как установлено Законом о водоснабжении.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В действиях ООО "С", выразившихся во взимании платы за минеральную воду по договору № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. в размере 118,45 руб. за 1 м3, имеются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях ООО "С" признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 14.08.2013 г. № 261 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ05-03/2013-86. Определением о назначении дела № СЮ05-03/2013-86 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.08.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 12.09.2013 г. в 09 часов 30 минут.
При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 12.09.2013 г. представитель ООО "В" - "..." пояснила, что оплата по договору № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. осуществляется по цене установленной в договоре. Также пояснила, что не оспаривает право ООО "С" самостоятельно устанавливать цену на минеральную воду, в связи с тем, что не обладает информацией подлежит ли государственному регулированию цена на указанную воду.
Представитель ООО "С" - "..." пояснила, что минеральная вода не относится к сфере холодного водоснабжения, в связи с чем, цена на минеральную воду не подлежит государственному регулированию. Также пояснила, что минеральная вода относится к категории лечебных и не может быть использована в качестве питьевой воды.
Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
Между ООО "В" и ООО "С" 11.01.2006 г. заключен договор № 83 на поставку минеральной воды.
В соответствии с п. 1.1 договора № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. поставщик обязуется поставить потребителю минеральную воду в количестве, согласованном сторонами, а потребитель обязуется принять и оплатить минеральную воду по действующим на момент поставки ценам.
В соответствии с п. 4.1 договора № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. на дату заключения договора стоимость питьевой минеральной воды составляла 118,45 руб. за 1 м3 без учета НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о водоснабжении, оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на техническую воду, тариф на транспортировку воды, тариф на подвоз воды, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона о водоснабжении перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 статьи 31, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
Согласно акту по разграничению балансовой принадлежности сетей водопровода минеральной воды между энергоснабжающей организацией и потребителей к договору № 83 от 11.01.2006 г. поставка минеральной воды по договору осуществляется с использованием скважины № 2/78.
Добыча минеральной воды из скважины № 2/78 осуществляется на основании контракта № МЭ-073/96-2016 об условиях предоставления Увинского месторождения подземных лечебных минеральных вод в Удмуртской Республике для добычи минеральных вод от 05.05.1996 г.
В соответствии с п. 10.2 ст. 10 указанного контракта, контракт является неотъемлемой частью лицензии.
Согласно лицензии на право пользования недрами серии <...> № <...> МЭ (которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью указанного контракта) лицензия выдана с целевым назначением и видами работ: добыча подземных лечебных минеральных вод с целью бальнеотерапевтического применения и розлива с последующей реализацией.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вода, добываемая из скважины 2/78, с использованием которой осуществляется исполнение договора № 83 на поставку минеральной воды от 11.01.2006 г., относится к лечебной минеральной воде, в связи с чем, не относится к категории питьевых вод.
Таким образом, в соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона о водоснабжении, цена на лечебную минеральную воду не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "С", выразившихся во взимании платы за минеральную воду по договору № 83 на поставку минеральной воды от 11.06.2006 г. в размере 118,45 руб. за 1 м3, установленном по соглашению сторон, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339 Комиссия,

решила:

1. Дело в отношении ООО "С" (<...>, ИНН <...>) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии


------------------------------------------------------------------