Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 30.10.2013 по делу N 3-36/2013 <О признании частично недействующими п. 1 и 2 постановления Правительства УР N 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 1 января 2007 года">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу № 3-36/2013

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Соловьева В.А.
при секретаре С.А.Р.
с участием: прокурора Ураськиной Т.В., представителя заявителя Т.О.А., представителя П.У. Республики Ч.О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Ижевский завод нефтяного машиностроения" (ОАО "Ижнефтемаш") об оспаривании в части постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",

установил:

ОАО "Ижнефтемаш" обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- пункт 47258 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, которым цифра "270994897,84" изменена на цифру "619847928,80";
- в пункте 51274 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "484026,55" изменена на цифру "1332740,50";
- в пункте 51342 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "212593,92" изменена на цифру "369879,84";
- в пункте 51345 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "284263,84" изменена на цифру "494574,18";
- пункт 2171 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "811,95" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "1857,2";
- в пункте 2324 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "786,83" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "2239,90";
- в пункте 2327 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "801.21" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "1401,06".
Данные требования заявителем обоснованы тем, что 16.05.2006 г. между ОАО "Ижнефтемаш" и Управлением земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска был заключен договор аренды № N. рег. № от ДД.ММ.ГГГГ г. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер 18:26:000000:637, с адресом (адресным ориентиром): <адрес>, с разрешенным использованием: "Эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений основной площадки завода". Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о продлении и внесении изменений в договор аренды земли на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Договор аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в п. 1.1 в следующей редакции: "Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 18:26:000000:5153 площадью 309773 кв. м (триста девять тысяч семьсот семьдесят три кв. м), в том числе 2547 кв. м, (две тысячи пятьсот сорок семь кв. м), 192 кв. м (сто девяносто два) за красной линией, 18157 кв. м, в водоохранной зоне в прибрежной защитной полосе <адрес> с адресом (адресным ориентиром) <адрес>. В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:637 образовался земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:5153 с разрешенным использованием: "Эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений основной площадки завода", площадью 309773 кв. м. Согласно межевому плану вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:5153 расположен в трех кадастровых кварталах, площади 4 частей участка, расположенных в этих кварталах, составляют: 18:26:050084 - 308561 кв. м, (эта часть образована из площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:050084:50), 18:26:050967 - 595 кв. м, (эта часть образована из земельного участка с кадастровым номером (18:26:050967:56), 18:26:050970 - 264 кв. м, и 353 кв. м, (эти части образованы из земельных участков 18:26:050970: 2 и 18:26:050970:7). В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка. Так в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного приказа № при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:5153 применялись удельные показатели кадастровой стоимости кадастровых кварталов, в которых расположены части площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:637. В соответствии с приложением 2 постановления П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года" удельные показатели кадастровой стоимости следующих земельных участков составили: 18:26:050084 - 811,95 руб./кв. м; 18:26:050967 - 786,83 руб./кв. м; 18:26:050970 - 801.21 руб./кв. м. Но в соответствии с приложением № постановления П.У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" удельные показатели кадастровой стоимости были изменены в кадастровых кварталах на следующие цифры: 18:26:050084 - 1857,2 руб. /кв. м; 18:26:050967 - 2239,9 руб./кв. м; 18:26:050970 - 1401,06 руб./кв. м. Соответственно при использовании измененных удельных показателей кадастровой стоимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:5153 увеличилась до 575256683.72 руб., что повлекло увеличение арендной платы за пользование землей. В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровая стоимость земельного участка 18:26:000000:515 ДД.ММ.ГГГГ 56683,72 руб. В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № кадастровая стоимость земельного участка 18:26:000000:63 ДД.ММ.ГГГГ 80386,92 руб. Считает, что часть постановления П.У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление П.У. Республики от 24.11.2008 г. № "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" принято с нарушением норм действующего законодательства и существенно нарушает права ОАО "Ижнефтемаш". Данные изменения привели увеличению кадастровой стоимости земельного участка принадлежащих ОАО "Ижнефтемаш" на праве аренды, что влечет для него увеличение арендных платежей, исчисляемых исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя Т.О.А., доводы изложенные в заявлении поддержала полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель П.У. Республики Ч.О.Ю. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на возражения в которых указал, что необходимость внесения изменений в постановление № обусловлена допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков (далее - Отчет). Ошибка в Отчете была воспроизведена в постановлении № 275, а в последующем в государственном кадастре недвижимости. В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), указанную ошибку можно квалифицировать как кадастровую ошибку в сведениях. По смыслу п. 11 ч. 2 ст. 7, ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 16 и ч. 4 - 6 ст. 28 Закона о кадастре, для исправления кадастровой ошибки в сведениях, заключающейся в неправильном указании арифметического значения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 12 541 кв. м с кадастровым номером 18:26:000000:5153, в порядке информационного взаимодействия необходимо внести соответствующие изменения в нормативный акт, утвердивший кадастровую стоимость этого земельного участка - в постановление № 275. Процедура исправления кадастровых ошибок в порядке информационного взаимодействия законодательством отдельно не регламентирована. Вместе с тем, при исправлении кадастровой ошибки, в рассматриваемом случае, должны по аналогии применяться нормы права, регламентирующие процедуру кадастровой оценки земель (аналогия закона). Данное утверждение следует из положений ст. 2 Закона о кадастре во взаимосвязи с положениями ст. 6 ГК РФ. В рассматриваемом случае, руководствуясь аналогией закона, сведения о новой (исправленной) кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровые ошибки, представлены в виде проекта постановления Правительства Удмуртской Республики о внесении изменений в постановление № 275, как и в случае утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель (ч. 2 ст. 66 ЗК РФ, п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила). Принимая постановление № 116, Правительство Удмуртской Республики, как и при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, предоставленную органом кадастрового учета (данная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 43-Г09-19 по делу по заявлению ОАО "Ижмебель"). Письмо Росрегистрации от ДД.ММ.ГГГГ № 3-1324-ГЕ, на которое ссылается заявитель, не может применяться в качестве акта, регламентирующего процедуру исправления кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, данное письмо не является нормативным актом, и оно не может быть применено при рассмотрении настоящего дела. Считает, что нельзя признать недействующим постановление № в соответствующей части с момента принятия. Согласно п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, 2, 4 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ" нормативное положение, содержащееся в ч. 2 и 3 ст. 253 во взаимосвязи с п. 2 ч. I ст. 27, ч. 1, 2, 4 ст. 251, согласно которому признание нормативного правового акта противоречащим федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени влечет за собой утрату силу этого нормативного правового акта или его части, - в части, относящейся к проверке нормативных правовых актов, которые в соответствии со ст. 125 Конституции РФ могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, - не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению. Иными словами, Конституционный Суд РФ признал, недействующим со дня принятия или иного указанного судом времени акты органов государственной власти субъектов РФ, принятых ими по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не имеет юридической силы и не подлежит применению. В силу п. "в" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Постановление № является актом земельного законодательства.
Прокурор Ураськина Т.В. в заключении пояснила, что заявленные ОАО "Ижнефтемаш" требования подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании доказано, что оспариваемый в части нормативно-правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителя, а также Правительством УР была нарушена процедура принятия нормативно-правового акта.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем 18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года № 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, в силу договора аренды земельного участка № ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Ижевска и ОАО "Ижнефтемаш", измененного соглашениями сторон данного договора в 2007, 2009, 2011 и 2012 году № 3882/1, 3882/2, 3882/3, 3882/4 и 3882/5 ОАО "Ижнефтемаш" в пользование на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:5153 площадью 309773 кв. м с адресным ориентиром: <адрес>. Согласно межевому плану земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:5153 расположен в трех кадастровых кварталах, площади 4 частей участка, расположенных в этих кварталах, составляют: 18:26:050084 - 308561 кв. м, (эта часть образована из площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:050084:50), 18:26:050967 - 595 кв. м, (эта часть образована из земельного участка с кадастровым номером (18:26:050967:56), 18:26:050970 - 264 кв. м, и 353 кв. м, (эти части образованы из земельных участков 18:26:050970: 2 и 18:26:050970:7).
В соответствии с приложением 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 года" удельные показатели кадастровой стоимости следующих земельных участков составляли:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно приложения № 2 постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" удельные показатели кадастровой стоимости были изменены в кадастровых кварталах на следующие цифры:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Соответственно при использовании измененных в большую сторону удельных показателей кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:5153 увеличилась.
Из установленных по делу обстоятельств следует сделать вывод, что постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя поскольку, увеличение кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов", влечет увеличение размера арендной платы за пользование земельным участком.
Указанные обстоятельства следуют из договора аренды, в котором между заявителем и администрацией гор. Ижевска имеется соответствующее соглашение, указанное в разделе II договора аренды, также из выставленных ОАО "Ижнефтемаш" счетов на оплату за пользование земельным участком и платежных поручений. Кроме того, из письма Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО "Ижнефтемаш" следует, что увеличение арендной платы по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ произошло по причине резкого увеличения кадастровой стоимости земельного участка. Также из письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением П.У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление П.У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" в сторону увеличения были изменены удельные показатели стоимости кадастровых кварталов, соответственно произошло увеличение кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде у заявителя.
Таким образом, у суда не вызывает сомнений тот факт, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, повлекло увеличение арендной платы.
Согласно статьям 251 и 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит к следующим выводам.
Из преамбулы постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), то есть в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке.
В данном случае орган кадастрового учета такого решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям части 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Поэтому направленную в Правительство Удмуртской Республики пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, так как указанный документ не отвечает требованиям, изложенным в части 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, и, по своей сути, не является решением органа кадастрового учета.
Согласно пункту 11 Правил № 316 от 8 апреля 2000 года методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в том числе относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы Федеральной налоговой службы России.
Таким образом, орган исполнительной власти Российской Федерации, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
При этом суд не может согласиться с позицией представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что вышеуказанное письмо не является обязательным при исправлении кадастровой ошибки в отчете, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством Удмуртской Республики при принятии обжалуемого постановления № 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 8 апреля 2000 года.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Причем, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", чем обосновывало Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике в пояснительной записке наличие кадастровой ошибки, и что могло бы свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя.
Иных, кроме пояснительной записки к проекту постановления, доказательств того, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, действительно допущена ошибка, суду не представлено. Новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка, а также удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков не производились.
Таким образом, суд установил, что Правительство Удмуртской Республики без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением № 116 от 15 мая 2009 года результаты государственной кадастровой оценки земель населенного пункта на территории которого находится земельный участок, арендатором которого является заявитель.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку удельные показатели земельных участков изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами № 316 от 8 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела подтвержден факт того, что постановление Правительства Удмуртской № 116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением положений федерального законодательства, требования заявителя о признании данного постановлении недействующим в части с момента его принятия подлежат удовлетворению.
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.
С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ОАО "Ижнефтемаш" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- пункт 47258 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, которым цифра "270994897,84" изменена на цифру "619847928,80";
- в пункте 51274 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "484026,55, изменена на цифру "1332740,50";
- в пункте 51342 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "212593,92" изменена на цифру "369879,84";
- в пункте 51345 раздела 9 "Город Ижевск" приложение № 1, цифра "284263,84" изменена на цифру "494574,18";
- пункт 2171 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "811,95" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "1857,2";
- в пункте 2324 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "786,83" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "2239,90";
- в пункте 2327 раздел 9 "Город Ижевск" приложение 2, которым цифра "801,21" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 г.) изменена на цифру "1401,06".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2013 года.

Председательствующий судья
СОЛОВЬЕВ В.А.


------------------------------------------------------------------