Постановление Администрации Камбарского района от 20.11.2013 N 792 "Об утверждении муниципальной программы "Безопасный труд" на 2014 - 2016 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ КАМБАРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. № 792

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД"
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда и совершенствования работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Камбарского района, выполнения мероприятий по улучшению условий труда и охраны здоровья трудящихся, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Безопасный труд" на 2014 - 2016 годы.
2. Контроль за выполнением программы возложить на заместителя главы Администрации Камбарского района по экономике, финансам и инвестициям Ворончихину Л.В.

Глава Администрации
Камбарского района
Н.В.КЛИМОВСКИХ





Утверждена
постановлением
Администрации
МО "Камбарский район"
от 20 ноября 2013 г. № 792

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Паспорт муниципальной программы "Безопасный труд" на 2014 - 2016 годы
Наименование муниципальной программы
Муниципальная программа "Безопасный труд" на 2014 - 2016 годы (далее Программа)
Цель муниципальной программы
- сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда;
- профилактика профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма
Основание для разработки муниципальной программы
Программа социально-экономического развития МО "Камбарский район" на 2010 - 2014 годы
Заказчик муниципальной программы
Администрация МО "Камбарский район"
Разработчик муниципальной программы
Комиссия по охране труда Администрации МО "Камбарский район"
Исполнители муниципальной программы
Комиссия по охране труда Администрации МО "Камбарский район"
Основные задачи муниципальной программы
- Снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе снижение смертности от предотвратимых производственных причин;
- увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения;
- формирование экономических и организационных принципов,
стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда;
- модернизация системы государственного управления охраной труда на основе перехода от реагирования на страховые случаи к управлению профессиональными рисками в соответствии с федеральным законодательством;
- обеспечение функционирования системы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
- улучшение состояния условий и охраны труда в МО "Камбарский район" на основе снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- активизация аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, повышение качества их проведения
Целевые показатели муниципальной программы
- Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел.;
- численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих, чел.;
- число дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего, дней;
- средства, израсходованные на мероприятия по охране труда, в расчете на одного работающего, руб.
Сроки реализации муниципальной программы
2014 - 2016 годы
Исполнители основных мероприятий
- Администрация МО "Камбарский район";
- организации МО "Камбарский район";
- Координационный Совет профсоюзных организаций района и первичные профсоюзные организации
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования Программы:
бюджет МО "Камбарский район" - 195,4 тыс. руб. по годам:
2014 г. - 65,13 тыс. руб.;
2015 г. - 65,13 тыс. руб.;
2016 г. - 65,13 тыс. руб.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с принятым бюджетом муниципального образования "Камбарский район" на соответствующий финансовый год
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, улучшение условий труда, обеспечение социальной защиты пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Достижение пороговых значений индикаторов

1. Общие положения

Муниципальная программа "Безопасный труд" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) разработана с целью сохранения жизни и здоровья человека в процессе труда, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения производственного травматизма.
Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Программой социально-экономического развития МО "Камбарский район" на 2010 - 2014 годы.
Данная Программа обеспечивает преемственность Муниципальной целевой программы "Безопасный труд" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Камбарского района Удмуртской Республики от 28 февраля 2011 года № 84, исполнение которой во многом способствовало созданию методического и информационно-аналитического обеспечения вопросов охраны труда, формированию экономического и правового механизма, побуждающего работодателей принимать меры по обеспечению безопасных условий труда, что сказалось на динамике травматизма на производстве, профилактике профессиональных рисков. В рамках предыдущей Программы удалось добиться устойчивой тенденции ежегодного снижения уровня производственного травматизма.

Современное состояние условий и охраны труда
на территории МО "Камбарский район"

В современных экономических условиях значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.
Ситуация в сфере охраны труда в районе, несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, остается сложной.
Проблемы травматизма тесно связаны с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, отсутствием заинтересованности работодателя в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных специалистов по охране труда.
Многие руководители не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, а зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие района. Потеря трудоспособности работающих вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний вносит дефицит трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на устойчивость финансово-экономической и ресурсной стабильности района.
Реализация Программы позволяет осуществлять системный подход к решению проблем охраны труда, совершенствование системы государственного управления охраной труда на районном уровне. Результатом данной работы является положительная динамика снижения производственного травматизма и, в том числе, травматизма со смертельным исходом.
Основные показатели состояния охраны труда в МО "Камбарский район" с 2008 по 2012 годы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Оценка состояния условий и охраны труда в районе
за 2008 - 2012 годы

№ п/п
Показатели
Годы
2008 факт
2009 факт
2010 факт
2011 факт
2012 факт
1
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, человек
16
13
4
4
0
2
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты), (Кч)
2,8
2,3
0,7
0,7
0
3
Число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего (коэффициент тяжести), (Кт)
34,1
30,9
33,5
55,2
0
4
Количество средств, израсходованных на мероприятия по охране труда, в расчете на 1 работающего, руб.
3168,5
2825
3648
2064
3313

За последние годы производственный травматизм значительно снизился. В период с 2008 по 2012 годы численность пострадавших уменьшилась с 16 до 0 человек. При сравнении статистических данных за последние пять лет снижение составило 100%.
Уровень производственного травматизма за период с 2008 по 2012 годы в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты) снизился на 100%: с 2,8 человек в 2008 году до 0 человек в 2012 году. Увеличилось количество средств, израсходованных на мероприятия по охране труда с 2008 г. по 2012 г., на 4,5%.
Анализируя основные причины производственного травматизма, можно сделать вывод, что, несмотря на снижение случаев производственного травматизма на предприятиях района, причины несчастных случаев повторяются: большинство несчастных случаев происходит из-за нарушения работниками инструкций по охране труда и технике безопасности, по причинам организационного характера, изношенности и неисправности оборудования, неприменения сертифицированных СИЗ для данного вида работ.
Анализ показывает большую зависимость безопасности работников на предприятиях от организационного обеспечения руководителями всех уровней безопасности труда при организации и осуществлении производственной деятельности.
Руководители организаций недостаточно уделяют внимания вопросам охраны труда, обучения работников приемам безопасного производства работ и обеспечения и создания безопасных условий труда для своих работников, не проводятся профилактические мероприятия по предотвращению несчастных случаев на производстве, не создаются службы охраны труда, особенно в сельскохозяйственных предприятиях.
На особый контроль нужно взять вопрос по соблюдению требований безопасности технологических процессов, выполнение инструкций по охране труда работниками и использование в работе сертифицированных средств индивидуальной защиты.
На решение этих проблем в МО "Камбарский район" призвана разрабатываемая Программа.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом

Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работников, как важнейшей производительной силы общества, определяющей национальную безопасность страны, темпы ее экономического развития, является одной из основных функций государства, основой ее социальной политики.
Потеря трудоспособности работающего населения района от травм на производстве и профессиональных заболеваний вследствие работы во вредных и (или) опасных условиях труда вносит существенный вклад в увеличение численности инвалидов и росту численности работников, досрочно направляемых на пенсию. Выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту квалифицированной рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям.
В результате травм на производстве в районе потеря трудоспособности составляет ежегодно в среднем 262 человеко-дня.
В условиях экономического кризиса увеличивается процент незанятого населения, снижаются объемы финансирования мероприятий по охране труда, в том числе на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, на обучение по охране труда, повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это ведет к нарушению прав трудящихся на безопасные условия труда и возникновению рисков получения ими производственных травм.
Проведение согласованной государственной политики в области охраны труда на основе целевых программных мероприятий - необходимое условие для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики, повышения качества жизни населения и снижения производственного травматизма.
В соответствии с этим в 2014 - 2016 годах работу в области улучшения условий и охраны труда в районе необходимо сосредоточить по следующим направлениям:
координация деятельности социальных партнеров - профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представительных органов, объединений работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по использованию существующих, разработке и внедрению новых методов управления охраной труда;
содействие обеспечению работающих новыми высокоэффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты, средствами гигиены труда и другими средствами охраны труда, включая приборы контроля вредных и опасных производственных факторов;
реализация комплексного подхода к обеспечению производственной дисциплины, предупреждению аварийности и производственного травматизма;
совершенствование системы организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов;
пропаганда вопросов охраны труда, направленная на повышение компетентности работодателей и работников в данной области.
Необходимость повышения привлекательности рабочих мест, создание достойных здоровых и безопасных условий труда, привлечение новой рабочей силы требует особого внимания к организации производства, обучению работников правилам безопасного ведения работ, соблюдению трудовой дисциплины, гигиены и санитарии. В связи с этим актуальной остается проблема обучения работников вопросам охраны труда, повышения культуры и пропаганды безопасного труда.
Системный анализ работы в области охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя полностью оправдал, его необходимо использовать и в дальнейшем.

3. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников, профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний в районе.
В соответствии с целью задачами Программы на период 2014 - 2016 годы являются:
1) снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе снижение смертности от предотвратимых производственных причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения;
2) формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда;
3) модернизация системы управления охраной труда на основе перехода от реагирования на страховые случаи к управлению профессиональными рисками в соответствии с федеральным законодательством;
4) улучшение состояния условий и охраны труда в районе на основе снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5) активизация аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, повышение качества их проведения;
6) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации по охране труда руководителей и работников.
В основе системы управления охраной труда должна стать система управления профессиональными рисками, которая станет основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места.

3.1. Целевые индикаторы по годам реализации Программы

Целевыми индикаторами являются:
- число дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего (дни);
- численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих (человек);
- численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек);
- средства, израсходованные на мероприятия по охране труда, в расчете на одного работающего, руб.
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, отражены в приложении № 1 к Программе.

4. План мероприятий Программы

В прогнозируемых Программой социально-экономического развития района на 2010 - 2014 годы основными направлениями являются социальное благополучие, повышение уровня и продолжительности жизни населения района, обеспечение устойчивого экономического роста и развития района, ее конкурентоспособности, увеличение темпов роста валового национального продукта. Создаваемая социально-экономическая база способствует реализации конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда, обеспечение правовой грамотности работников, обеспечение работодателями требований охраны труда, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Цели Программы определяют приоритетные направления деятельности: разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, организационного, технического, информационного и образовательного обеспечения охраны труда, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда.

4.1. Организационное и техническое обеспечение
условий и охраны труда

В области организационного и технического обеспечения Программа предусматривает следующие направления работ:
организация и проведение расширенного совещания по охране труда - "Дня охраны труда", с привлечением Министерства труда УР, ведомств, надзорных органов, органов местного самоуправления, профсоюзов и работодателей;
участие предприятий и организаций МО "Камбарский район" в республиканских смотрах-конкурсах на лучшую организацию работы по охране труда;
организация и проведение ежегодного мониторинга состояния условий и охраны труда в муниципальных образованиях;
участие предприятий и организаций в республиканских выставках по охране труда.

4.2. Информационное и образовательное обеспечение
охраны труда

Данный раздел Программы направлен на улучшение информационного обеспечения в области охраны труда органов местного самоуправления, работодателей и специалистов по охране труда, изучение и распространение передового опыта работы по охране труда, организацию в СМИ цикла информации по освещению вопросов охраны труда, производственного травматизма, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Мероприятия по образовательному обеспечению охраны труда направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников трудовых отношений, включают в себя:
- мероприятия по организации обучения по охране труда руководителей и специалистов, в том числе муниципальных образований.
Главная цель этого мероприятия - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов, работников, так как неудовлетворительное состояние безопасности труда наряду с причинами экономического и организационно-правового характера связано с отсутствием у работодателей и работников необходимого объема знаний, требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. Социальный эффект от информационного и образовательного обеспечения в области охраны труда связан с повышением информированности и компетентности работников, распространением и внедрением передового опыта по охране труда, удовлетворением потребности в информации и документации по охране труда.
План мероприятий Программы приведен в приложении № 2 к Программе.

5. Механизм реализации Программы

Заказчик Программы - Администрация муниципального образования "Камбарский район":
обеспечивает реализацию мероприятий Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий Программы и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием;
заключает контракты (договоры, соглашения) с участниками реализации Программы в соответствии с законодательством, принимает и оплачивает произведенные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги).
В ходе реализации Программы Администрация муниципального образования "Камбарский район" обеспечивает координацию и контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета муниципального образования "Камбарский район" и средств организаций района.

Источники финансирования
Общий объем финансирования, тыс. руб.

в том числе по годам

2014
2015
2016
Бюджет МО "Камбарский район"
65,13
65,13
65,13
ИТОГО:
195,4

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке.

7. Организация управления Программой

Организацию управления Программой осуществляет заказчик Программы - Администрация муниципального образования "Камбарский район".
Администрация муниципального образования "Камбарский район" несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значения целевых индикаторов и показателей эффективности.

8. Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация муниципального образования "Камбарский район".

9. Оценка эффективности социально-экономических
результатов реализации Программы

Оценка эффективности Программы осуществляется путем сопоставления уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и состояния условий труда работающих в муниципальном образовании "Камбарский район" за соответствующий период (год) с уровнем и состоянием предыдущего периода (года). Положительной эффективностью Программы является снижение показателей целевых индикаторов за период реализации Программы.
Социально-экономические результаты реализации Программы заключаются в повышении эффективности системы управления охраной труда в муниципальном образовании "Камбарский район" на всех уровнях управления, в обоснованности и оперативности принятия управленческих решений в области охраны труда, уровня профессиональной подготовки и объема знаний в области охраны труда работодателей и работников, в создании благоприятных условий для работы служб (специалистов) охраны труда.
Социальная эффективность от реализации мероприятий Программы выразится в:
повышении уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
снижении уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
повышении правовой грамотности работников и работодателей по безопасным методам и приемам выполнения работ;
формировании культуры охраны труда, основанной на мотивации каждого работника по применению безопасных способов выполнения работ.

10. Оценка рисков реализации Программы

При реализации Программы риском недостижимости основных целей и задач может явиться отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий Программы из бюджета муниципального образования "Камбарский район".





Приложение № 1
к муниципальной программе
"Безопасный труд"
на 2014 - 2016 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД"
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

№ п/п
Наименование целевого индикатора и показатели эффективности
Единицы измерения
Прогноз
Плановый период
2014
2015
2016
1
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
человек
4
3
2
2
Численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих (коэффициент частоты)
дней
0,7
0,6
0,5
3
Число дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего
дней
35,0
33,0
30,0
4
Количество средств, израсходованных на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего, руб.
руб.
2800
3000
3200





Приложение № 2
к муниципальной программе
"Безопасный труд"
на 2014 - 2016 годы

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД"
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Мероприятия
Исполнители
Срок
Всего
Стоимость по
годам (тыс. руб.)
Источники
финансирования
2014
2015
2016

1
2
3
4
5
6
7
8
1. Методическое обеспечение
1.1. Оказание организациям (индивидуальным предпринимателям) консультативной помощи в сфере охраны труда
Специалист по охране труда
2014 - 2016




Не требуется
2. Организационное обеспечение
2.1. Организация и проведение:
- Дня охраны труда (ежегодно);
- семинаров, совещаний, консультаций по вопросам охраны труда для организаций района
Специалист по охране труда, в т.ч. с привлечением специалистов Фонда социального страхования УР, Министерства труда УР, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Государственной инспекции труда по УР, прокуратуры района
2014 - 2016




Не требуется
2.2. Аттестация рабочих мест с последующей сертификацией производственных объектов, в т.ч.:
Организации, Администрация МО "Камбарский район"
2014 - 2016
180,4
60,13
60,13
60,13

- организации района

2014 - 2016




Организации
- Администрация МО "Камбарский район"

2014 - 2016
122,2
40,73
40,73
40,73
бюджет МО "Камбарский район"
- Совет депутатов МО "Камбарский район"

2014 - 2016
58,2
19,4
19,4
19,4
бюджет МО "Камбарский район"
3. Мотивационные основы управления охраной труда
3.1. Организация на уровне муниципального района конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций в МО "Камбарский район" (ежегодно)

2014 - 2016
15
5
5
5
бюджет МО "Камбарский район"
3.2. Обеспечение участия в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в следующих номинациях:
- "Лучшая
организация работы в сфере охраны труда" по видам экономической деятельности;
- "Лучший муниципальный район по проведению работы в сфере охраны труда"
Специалист по охране труда
2014 - 2016




Не требуются
4. Информационное содействие обеспечению безопасности жизни и здоровья работников, занятых на производстве, и пропаганда вопросов охраны труда
4.1. Подготовка и анализ состояния условий охраны труда в муниципальном районе (ежегодно)
Специалист по охране труда
2014 - 2016




Не требуется
4.2. Пропаганда вопросов охраны и условий труда в средствах массовой информации
Специалист по охране труда
2014 - 2016




Не требуется
5. Организация обучения в области охраны труда
5.1. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций района, в соответствии с действующим законодательством
Специалист по охране труда, с участием аккредитованных обучающих центров, представителей государственной инспекции труда УР, ФСС
2014 - 2016




Средства организаций
6. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда
6.1. Оказание содействия по заключению соглашений и коллективных договоров с предусмотрением раздела "Улучшение условий и охраны труда" и обязательствами сторон, учитывающими требования законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики
Специалист по охране труда совместно с Координационным Советом профсоюзных организаций района





Не требуется
Итого средств из бюджета МО "Камбарский район"
195,4
65,13
65,13
65,13



------------------------------------------------------------------