Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 28.11.2013 по делу N 3-44/2013 <О признании частично недействующим приказа Управфауны УР от 02.10.2013 N 01-03/61 "Об утверждении норм допустимой добычи кабана, глухаря, тетерева на территории Удмуртской Республики">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу № 3-44/2013

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А.,
при секретаре Метелевой Н.В.
с участием прокурора Богатыревой О.Л.,
представителя заинтересованного лица - Управления охраны фауны Удмуртской Республики Кушнир Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании недействующим с момента принятия приказ Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02.10.2013 года "Об утверждении норм допустимой добычи кабана, глухаря, тетерева на территории Удмуртской Республики",

установил:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия приказ Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02.10.2013 года "Об утверждении норм допустимой добычи кабана, глухаря, тетерева на территории Удмуртской Республики". Свои требования мотивировал тем, что приказ Управфауны УР от 02.10.2013 № 01-03/61 противоречит требованиям федеральных нормативных правовых актов и подлежит признанию недействующим со дня его принятия. По мнению прокурора, данный приказ противоречит ст. 17 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 24, 30, 31, 34, 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 17 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 23.04.2010 № 121, в той части, в которой не содержит указаний на определенное количество особей охотничьих ресурсов, приходящихся к добыче на одного охотника по разрешению за единицу времени - за день охоты либо за сезон охоты. Кроме того содержание оспариваемого приказа является неопределенным, вызывающим неоднозначное толкование. В части установления нормы допустимой добычи кабана оспариваемый приказ противоречит ст. 31 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в той части, что в силу требований абз. 1 ч. 3 ст. 31 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абз. 1 п. 17 Порядка выдачи разрешений, разрешение на добычу кабана выдается на отлов или отстрел одной особи, что исключает установление норм допустимой добычи кабана в количестве нескольких особей как это предусмотрено оспариваемым приказом. Кроме того, норма допустимой добычи кабана оспариваемым приказом установлена на период с 10 сентября 2013 года по 28 февраля 2014 года. Однако указанный период сезоном охоты не является, поскольку в соответствии с приложением № 1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, срок охоты на кабана установлен с 01 июня по 28 (29) февраля.
В судебном заседании прокурор Богатырева О.Л. доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, сославшись на письменные объяснения по делу, в которых в частности указала, что оспариваемый приказ противоречит Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, а именно ст. 17 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 24, 30, 31, 34, 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 17 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 23.04.2010 № 121. Кроме того, содержание оспариваемого приказа является неопределенным, вызывающим неоднозначное толкование. Срок добычи кабана указан менее чем установленный Правилами охоты.
Представитель заинтересованного лица - Управления охраны фауны Удмуртской Республики Кушнир Е.Е. с требованиями прокурора не согласилась, считая оспариваемый приказ соответствующим требованиям закона. В пояснениях сослалась на письменные объяснения, в которых в частности пояснила, что оспариваемый приказ издан уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции. Положения оспариваемого приказа не содержат правовой неопределенности и исключают двусмысленное толкование. В приказе указан период охоты, в который допускается добыча природных ресурсов в пределах указанной нормы. Срок, с которого установлена норма охоты на кабана, установлен с учетом того, что лимит добычи кабана был отменен актом, вступившим в законную силу лишь 12.08.2013 года, соответственно и срок был указан с 10 сентября 2013 года. Норма добычи кабана установлена в соответствии с нормативами допустимого изъятия кабана.
Выслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так в соответствии со ст. 34 п. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий.
Постановлением Правительства УР от 28.05.2012 № 219 утверждено Положение "Об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики" (далее Положение).
Согласно п. 1 Положения - Управление охраны фауны Удмуртской Республики (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим полномочия в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных областях других исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
В соответствии подп. 2 п. 15 Положения Управление при осуществлении своих функций имеет право издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Исполняющим обязанности начальника Управления охраны фауны Удмуртской Республики издан приказ от 02.10.2013 № 01-03/61 "Об утверждении норм допустимой добычи кабана, глухаря, тетерева на территории Удмуртской Республики".
Названный приказ является нормативным правовым актом, поскольку установленные им нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов обязательны для неопределенного круга лиц - граждан и рассчитаны на неоднократное применение.
Приказ размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Управфауны УР: http://upravfauna.udmurt.ru, тем самым обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствует о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативным правовых актов полностью или в части").
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02.10.2013 № 01-03/61 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 12 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ - добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Приказ Минприроды России от 17.05.2010 № 164 "Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи" не устанавливает лимит добычи в отношении глухаря, тетерева и кабана.
Статьей 30 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:
1) сведения об охотнике и охотничьем билете;
2) вид охоты, который предполагается осуществлять;
3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
4) количество добываемых охотничьих ресурсов;
5) сроки охоты и места охоты.
Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел:
1) конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи);
2) количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).
Аналогичные положения содержатся в п. 17 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 23.04.2010 № 121.
Анализ указанных положений нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что норма допустимой добычи охотничьих ресурсов может быть установлена в виде определенного количества особей охотничьих ресурсов, приходящихся к добыче, в том числе на одного охотника по разрешению за единицу времени - за день охоты либо за сезон охоты.
Однако в противоречие с указанным выше требованиями федерального законодательства пункты 2 и 3 оспариваемого прокурором приказа не отвечают требованиям правовой определенности, из содержания данных пунктов приказа не ясно: указанные нормы установлены за день охоты либо за сезон охоты и на какое количество охотников они распространены, также отсутствует понятие терминов "поющие петухи" и "токующие глухари", что исключает возможность контроля за исполнением требований данного приказа. Кроме того из содержания данных пунктов приказа не ясно указание на "период весенней охоты", ввиду отсутствия конкретного указания на даты.
Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", учитывая правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, согласно которым неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части недействующими, суд приходит к выводу о признании пунктов 2 и 3 оспариваемого приказа противоречащими федеральному законодательству и недействующими, по мотиву правовой неопределенности.
Проверяя иные доводы прокурора относительно несоответствия оспариваемого приказа в части установления норм добычи кабана, правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Норма допустимой добычи кабана оспариваемым приказом установлена на период с 10 сентября 2013 года по 28 февраля 2014 года.
В соответствии с приложением № 1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, срок охоты на кабана установлен с 01 июня по 28 (29) февраля.
12 августа 2013 года в законную силу вступил приказ Минприроды России от 11.07.2013 № 236 "О внесении изменения в Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2010 г. № 164" в соответствии с которым в Перечне видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2010 г. № 164 "Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи" слово "кабан" было исключено.
Соответственно только после вступления в законную силу данного акта, Управление охраны фауны Удмуртской Республики в силу ст. 34 п. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имело право установить норму добычи кабана, при этом оспариваемым прокурором приказом, установлены не сроки охоты, а период на который установлены нормы добычи кабана.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ и пунктами 4, 5, 7, 9, и 9.1 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию" утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228 - лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов утверждаются для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Соответственно квота добычи охотничьих ресурсов может быть установлена лишь в отношении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи.
Соответственно в оспариваемом приказе установлена именно норма добычи кабана.
В соответствии с ч. 12 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ - добыча охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, осуществляется в соответствии с нормативами и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (далее - Нормативы) утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 30 апреля 2010 г. № 138, вступившим в силу с 6 июля 2010 г.
Согласно этим Нормативам: норматив допустимого изъятия кабана составляет от 3 до 80 процентов об общей численности животных.
Соответственно уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации вправе установить норму добычи кабана в пределах установленных нормативов, то есть в количественном отношении от общего числа обитающих особей в границах того или иного угодья.
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ - разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.
Сроки охоты это сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. Другими словами, это - временные промежутки, в которых возможно осуществление охоты на тот или иной вид животных в зависимости от региона осуществления их добычи. Сроки охоты утверждены Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512.
Согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ и п. 17 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов - разрешение на добычу копытных животных (к которым относиться кабан, согласно Правил охоты) и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных.
По смыслу указанных норм закона, нормы добычи животных, разрешение на добычу которых выдается на отстрел или отлов одной особи, могут быть установлены в количестве нескольких особей от общего числа обитающих в границах территории охоты, поскольку норма в количестве одной особи на определенный период по сути устанавливается выдачей разрешения на добычу копытного животного, которое действует в пределах срока охоты.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает несоответствия оспариваемого приказа, в части установления норм допустимой добычи кабана на территории Удмуртской Республики, нормам законодательства, имеющим высшую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативной правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части" - установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, суд считает, что требования прокурора относительно пунктов 2 и 3 оспариваемого приказа, являются законными и обоснованными, в остальной части требований прокурора следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2 и 3 приказа Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 02.10.2013 года № 01-03/61 "Об утверждении норм допустимой добычи кабана, глухаря, тетерева на территории Удмуртской Республики".
В удовлетворении заявления Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционные жалобы и апелляционное представление прокурора подаются через Верховные Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 02 декабря 2013 года.

Судья
В.А.СОЛОВЬЕВ


------------------------------------------------------------------