По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Удмуртского УФАС России от 18.12.2013 по делу N СЮ04-03/2013-129Р <О признании рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что искажает ее смысл и вводит в заблуждение потребителей рекламы, ненадлежащей>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу № СЮ04-03/2013-129Р
Резолютивная часть оглашена 06 декабря 2013 г.
Изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: "..." - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: "..." - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев дело № СЮ04-03/2013-129Р, возбужденное в отношении ИП "..." и ООО "Р" по факту размещения на странице 7 газеты "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 года рекламной информации о компании "Р", с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в присутствии представителя ООО "Р" - "...", действующего на основании доверенности № 18/13 от 24.09.2013 г.;
в отсутствие ИП "...", уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (почтовые уведомления о вручении № 42600968109508 от 26.11.2013 г. и № 42600968109515 от 20.11.2013 г.),
установила:
В рамках наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее Удмуртское УФАС России) был установлен факт размещения в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 г. рекламной информации следующего содержания: "Р. Выдаем займы. Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка" с указанием адреса и телефонов (страница 7).
В целях надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, для установления наличия или отсутствия нарушения Федерального закона "О рекламе", в соответствии с приказом Удмуртского УФАС России от 07.08.2013 г. № 257 в период с 09.08.2013 г. по 05.09.2013 г. в отношении ИП "..." проводилась внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 г. вышеуказанной рекламной информации.
Во исполнение п. 10 приказа Удмуртского УФАС России от 07.08.2013 г. № 257 ИП "..." представил копию паспорта гражданина "...", копию свидетельства серии <...> № <...> о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, копию свидетельства серии <...> № <...> о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства ПИ № <...> от 27.02.2008 г. о регистрации средства массовой информации, копию договора № 8 от 01.07.2013 г. на печать газеты "У" (с приложением № 1 от 01.07.2013 г.), копию акта выполненных работ № 74 от 30.07.2013 г., копии договоров размещения рекламы б/н от 26.12.2012 г. (с приложением копий акта выполненных работ № 1443 от 14.08.2013 г. и платежного поручения № 478 от 25.07.2013 г.), № 640 от 17.06.2013 г., № 2187 от 30.09.2011 г. (с приложением копии платежного поручения № 807893 от 15.04.2013 г.), № 712 от 05.07.2013 г. (с приложением копий платежного поручения № 137 от 19.07.2013 г. и платежного поручения № 222 от 12.08.2013 г.), копию бланка платного объявления с ООО "Р", копию бланка платного объявления магазина "Г", письменные пояснения вх. № 6775 от 30.08.2013 г., электронное письмо "..." вх. № 6809э от 02.09.2013 г.
Исходя из пояснений, учредителем, издателем и редакцией газеты "У" является "...". Договор между учредителем, издателем и редакцией отсутствует. Также ИП "..." представил имеющуюся информацию о рекламодателях рекламных сообщений: автосалона "Г", компании "У", ООО "Р", "Лечение алкоголизма и табакокурения", ООО "Р".
Кроме того, ИП "..." сообщил об отсутствии у него запрашиваемой информации в п. 10.8 приказа Удмуртского УФАС России от 07.08.2013 года № 257 "О проведении внеплановой документарной проверки соблюдения ИП "..." законодательства Российской Федерации о рекламе".
По результатам проверки установлено следующее.
Газета "У" является средством массовой информации, зарегистрированным 27.02.2008 г. согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ № ФС 18-3792Р. Учредителем, издателем и редакцией данной газеты является ИП "...".
В газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 г. на странице № 7 размещается рекламная информация следующего содержания: "Р. Выдаем займы. Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка" с указанием адреса и телефонов. Рекламодателем данной рекламы является ООО "Р" на основании договора б/н от 26.12.2012 г. (юридический адрес: <...>).
По факту размещения данной рекламы Удмуртским УФАС России определением от 09.09.2013 г. было возбуждено дело № СЮ04-03/2013-129Р в отношении ООО "Р" (<...>) по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" и индивидуального предпринимателя "..." по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Рассмотрение дела № СЮ04-03/2013-129Р было назначено на 08 октября 2013 года в 14 часов 00 минут. У лица, участвующего в деле, запрошены необходимые документы и информация.
23.09.2013 г. ИП "..." было представлено ходатайство о рассмотрении дела № СЮ04-03/2013-129Р в его отсутствии, в связи с очередным отпуском и нахождением в этот период за пределами Удмуртской Республики. Кроме того, предприниматель отмечает, что признает свою вину по факту размещения рекламной информации ООО "Р" в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе и сообщает, что внес в данную рекламную информацию корректировки в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Во исполнение определения № СЮ04-03/2013-129Р о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "Р" представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, копию доверенности № 18/13 от 24.09.2013 г., копию дополнительного соглашения № 1 от 16.09.2013 г. к договору б/н от 26.12.2012 г., копию счета № 1013 от 20.09.2013 г., копию акта № 1709 от 20.09.2013 г., копию дополнительного соглашения к договору б/н от 26.12.2013 г., копию акта № 1443 от 14.08.2013 г., копию платежного поручения № 478 от 25.07.2013 г., информацию о периоде размещения рекламы, копию инструкции по работе в программах выдачи займов, копию договора аренды № 56 от 30.12.2011 г., копию договора размещения рекламы б/н от 26.12.2012 г., копию дополнительного соглашения № 1 от 16.09.2013 г. к договору б/н от 26.12.2012 г., копию договора займа № 4057-М от 12.03.2013 г., копии платежных поручений № 921 от 08.05.2013 г., № 165 от 24.04.2013 г., копии свидетельств серии 18-АБ № 693290 от 19.03.2013 г. и серии 18-АБ № 693288 от 19.03.2013 г. о государственной регистрации права, копию договора займа № 4094-М от 20.03.2013 г., копии платежных поручений № 355 от 03.06.2013 г., № 204 от 05.04.2013 г., копию свидетельства серии 18-АБ № 693740 от 02.04.2013 г. о государственной регистрации права, копию договора займа № 4411-М от 05.06.2013 г., копии платежных поручений № 373 от 19.06.2013 г. и № 136 от 09.08.2013 г., копии свидетельств серии 18-АБ № 760107 от 11.06.2013 г. и серии 18-АБ № 760106 от 11.06.2013 г. о государственной регистрации права, выписку из ЕГРЮЛ, копию решения единственного учредителя № 2 от 15.11.2010 г., копию решения единственного учредителя о создании ООО "Р" от 01.08.2010 г., копию свидетельства серии <...> № <...> от 17.08.2010 г. о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства серии <...> № <...> от 17.08.2010 г. о государственной регистрации юридического лица, копию устава ООО "Р".
Согласно письменным пояснениям, ООО "Р" признает факт размещения рассматриваемой информации в газете "У" в течение 2013 года. Вместе с тем, ссылаясь на ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", общество пояснило, что в данной статье нет ссылки на обязанность указания организационно-правовой формы юридического лица, следовательно, при указании наименования организации "Р" в спорной рекламе является достаточным для выполнения норм вышеуказанной статьи.
На основании ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", ООО "Р" считает, что во фразе "работаем с материнским капиталом" действительно отсутствует часть информации о том, каким образом общество работает с материнским капиталом, но при этом не меняется ни смысл, ни вводятся в заблуждение потребители, так как целевое использование материнского капитала предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
На основании изложенного, общество считает, что нарушение законодательства в области рекламы с его стороны отсутствует.
Кроме того, ООО "Р" сообщило, что замечания Удмуртского УФАС России учтены, макет рассматриваемой рекламы изменен: добавлен № ОГРН ООО "Р", а также ссылка на Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 08 октября 2013 года явился "..." - представитель ООО "Р", действующий на основании доверенности № 18/13 от 24.09.2013 г.; ИП "..." на заседание комиссии не явился.
В своих пояснениях представитель ООО "Р" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях общества (вх. № 7522 от 26.09.2013 г.), а также указал, что на основании представленной в Удмуртское УФАС России инструкции по работе в программах выдачи займов, ООО "Р" работает по трем видам займов, указанным в данной инструкции. Кроме того, в случае займа в размере 10 000 рублей сроком свыше 30 дней, процентная ставка будет рассчитываться от 6 до 7% в месяц, согласно виду займа "Бизнес-займы".
Определением от 08.10.2013 г. рассмотрение дела № СЮ04-03/2013-129Р было отложено на 19 ноября 2013 года, в связи с возбуждением в отношении ООО "Р" (<...>) производства по пункту 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" и необходимостью получения дополнительных документов и информации.
17.10.2013 г. ИП "..." было заявлено ходатайство о рассмотрении дела № СЮ04-03/2013-129Р в его отсутствии, в связи с болезнью ребенка и необходимостью ухода за ним. Предприниматель отмечает, что признает свою вину по факту размещения рекламной информации ООО "Р" в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
07.11.2013 г. во исполнение определения от 08.10.2013 г. ООО "Р" представило: письменные пояснения, копию расходного кассового ордера от 02.04.2013 г., копию договора займа № 4144-Б от 02.04.2013 г., копию расходного кассового ордера от 16.07.2013 г., копию договора займа № 4555-Б от 16.07.2013 г., копию расходного ордера от 16.04.2013 г., копию договора займа № 4207-Б от 16.04.2013 г.
Исходя из письменных пояснений, ООО "Р" сообщает, что в рассматриваемой рекламной информации, размещенной в газете "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 года, указываются условия выдачи займа: от 1 до 365 дней, что соответствует действительности, поскольку, менее чем на 1 день и более, чем на 365 дней займы не предоставляются.
Кроме того, общество поясняет, что во фразе "срок займа 1 - 365 дней, низкая % ставка", действительно отсутствует информация о том, какая процентная ставка будет начислена в зависимости от срока займа, но поскольку не указан ни один из вариантов процентной ставки, общество считает, что требования Федерального закона "О рекламе" соблюдены.
Также, ООО "Р", ссылаясь на нормы части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", считает, что отсутствие части существенной информации о том, какая процентная ставка будет начислена в зависимости от срока займа, не искажает смысл самой информации и не вводит в заблуждение потребителей рекламируемых услуг.
ООО "Р" считает, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе со стороны общества, при размещении рассматриваемой рекламы финансовых услуг в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года, отсутствует.
Между тем, общество уведомляет о том, что замечания Удмуртского УФАС России по поводу содержания данной рекламы учтены и при необходимости общество удалит информацию о сроках займов.
Определением от 12.11.2013 г. рассмотрение дела № СЮ04-03/2013-129Р было отложено на 06 декабря 2013 года, ввиду того, что председатель Комиссии "..." не мог присутствовать на рассмотрении дела № СЮ04-03/2013-129Р 19 ноября 2013 года, в связи с нахождением на повышении квалификации.
25.11.2013 г. ИП "..." было заявлено ходатайство о рассмотрении дела № СЮ04-03/2013-129Р в его отсутствии, в связи с болезнью ребенка и необходимостью ухода за ним. Предприниматель отмечает, что признает свою вину по факту размещения рекламной информации ООО "Р" в газете "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 года с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
06.12.2013 г. Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела ходатайство ИП "..." о рассмотрении данного дела в его отсутствии, и с учетом имеющихся материалов, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело № СЮ04-03/2013-129Р.
06.12.2013 г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России явился представитель ООО "Р" - "...", действующий на основании доверенности № 18/13 от 24.09.213 г. ИП "...", уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовые уведомления № 42600968109508 от 26.11.2013 г. и № 42600968109515 от 20.11.2013 г.), не явился.
На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 06 декабря 2013 года представитель ООО "Р" поддержал доводы, изложенные в письменном пояснении в полном объеме.
Кроме того, представитель ООО "Р" просил ограничиться устным замечанием и предоставить сроки исправления рассматриваемой рекламной информации, в случае признания Комиссией рассматриваемой рекламы ненадлежащей, поскольку данное правонарушение совершено впервые и отсутствуют лица, которым нанесен ущерб данной рекламой.
Также, представитель ООО "Р" пояснил, что в настоящее время ООО "Р" рекламную информацию в газете "У" не размещает.
Представитель ООО "Р" сообщил, что замечания Удмуртского УФАС России в рамках определения от 09.09.2013 г. о возбуждении дела № СЮ04-03/2013-129Р учтены, макет рассматриваемой рекламы изменен: добавлен № ОГРН ООО "Р", а также ссылка на Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно мнению представителя ООО "Р", в рассматриваемой рекламе содержится словосочетание "низкая % ставка", при этом отсутствует информация о точном размере процентной ставки. К тому же, в данной рекламе указан минимальный и максимальный срок предоставления займа - от 1 до 365 дней. Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует нарушение пункта 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Выслушав пояснения представителя ООО "Р", изучив материалы дела № СЮ04-03/2013-129Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года на странице 7 размещена информация следующего содержания: "Р. Выдаем займы. Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка" с указанием адреса и телефонов.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение адресовано неопределенному кругу лиц - потенциальным читателям газеты "У", направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования (ООО "Р" и оказываемым им финансовым услугам), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой ООО "Р" и оказываемых им услуг по выдаче займов.
Размещение вышеуказанного рекламного сообщения осуществлялось на основании договора б/н от 26.12.2012 г., заключенного между ИП "..." и ООО "Р". Оплата услуг по размещению рекламы в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года подтверждается платежным поручение № 478 от 25.07.2013 г. и актом № 1443 от 14.08.2013 г.
Исходя из пояснений ИП "...", а также анализа представленных документов (свидетельство ПИ № ФС18-3792Р от 27.02.2008 г., договор № 8 от 01.07.2013 г. на печать газеты "У", акт № 74 от 30.07.2013 г.), учредителем, издателем и редакцией газеты "У" является "...", Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что ИП "..." является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, как лицо, которое осуществило распространение данной рекламы с помощью газеты "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 года.
На основании представленного договора б/н от 26.12.2012 г., заключенного между ИП "..." и ООО "Р", а также платежного поручения № 478 от 25.07.2013 г., акта № 1443 от 14.08.2013 г., Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Р" (<...>) является рекламодателем, вышеуказанной рекламы, как лицо, которое определило объект рекламирования и содержание данной рекламы.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно п. 2) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, в наименование юридического лица входит в том числе указание на организационно-правовую форму, в связи с чем, доводы ООО "Р" о том, что для соблюдения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" достаточно указания названия юридического лица, являются необоснованными.
В рассматриваемой рекламе ООО "Р", размещенной в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года, содержится информация по предоставлению займов, указано "Р", но отсутствует указание на организационно-правовую форму лица, оказывающего данную финансовую услугу, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
При этом, указание ОГРН организации без сведений об организационно-правовой форме не является соблюдением требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО "Р" как рекламодателем, определившем объект рекламирования ненадлежащей рекламы ООО "Р", размещенной в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года, а также ИП "...", как рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации, нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2) части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением займа.
В рассматриваемой рекламе содержится информация о сроке займа (1 - 365 дней). Исходя из анализа представленной инструкции по работе в программах выдачи займов, ООО "Р" выдает заем "Деньги до зарплаты" сроком от 1 до 30 дней и заем "Бизнес-займы" сроком от 6 до 12 месяцев. При этом, по займу "Деньги до зарплаты" в зависимости от суммы займа изменяется процентная ставка от 1% до 0,8%. По займу "Бизнес-займы" в зависимости от срока займа изменяется процентная ставка от 6% до 7%.
При этом из инструкции по работе в программах по выдачи займов, представленной ООО "Р" 26.09.2013 г. (вх. № 7522), не следует, какая процентная ставка будет взиматься при займе более 30 дней и менее 6 месяцев и какой вид займа будет применяться. Исходя из пояснений представителя ООО "Р", по таким займам будут применены условия программы "Бизнес-займы". Также, от срока займа зависит не только процентная ставка, но и сумма займа.
На основании изложенного, отклонены доводы ООО "Р" о том, что вышеуказанные действия общества не вводят потребителей в заблуждение.
Данная информация о процентной ставке, а также минимальном и максимальном сроке займа при займах "Бизнес-займ" и "Деньги до зарплаты", является существенной для потребителя, поскольку влияет на фактический размер расходов, которые понесет заемщик при пользовании займом.
В рекламе услуг по предоставлению займов ООО "Р", размещенной в газете "У" № 31(509) от 31 июля 2013 г., содержатся условия, влияющие на стоимость займа для заемщика - срок займа, но отсутствует существенная информация о том, что от суммы и срока займа зависит процентная ставка, минимальная и максимальная сумма займа. Наличие указанных фактов является нарушением пункта 2) части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО "Р" как рекламодателем, определившем объект рекламирования вышеуказанной ненадлежащей рекламы, нарушены требования пункта 2) части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены лишь на цели, указанные законодателем. В рассматриваемой рекламе компании "Р", содержится информация: "Выдаем займы Деньги... работаем с материнским капиталом", но при этом не указывается на то, что займы предоставляются лишь на улучшение жилищных условий. Данная информация является существенной и ее отсутствие в рекламе искажает смысл и может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно целей, на которые можно использовать полученные под материнский (семейный) капитал средства займа. Таким образом, отсутствие в рекламе ООО "Р", размещенной в газете "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 г., существенной информации о строго целевом назначении использования средств материнского капитала, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действия рекламодателя вышеуказанного рекламного сообщения - ООО "Р" нарушают требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
26.09.2013 г. ООО "Р" представило макет рассматриваемой рекламы с внесенными изменениями: добавлен № ОГРН ООО "Р", а также ссылка на Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Вместе с тем, в данном макете отсутствовало указание на организационно-правовую форму "Р", а также отсутствовала существенная информация о процентной ставке, зависимости суммы займа от срока займа, при указании одного из существенных условий - максимального и минимального срока займа.
Таким образом, поскольку в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг ООО "Р" в части отсутствия указания на организационно-правовую форму лица, предоставляющего заем, а также существенной информации при указании одного из условий выдачи займов - максимального и минимального срока займа, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Р" и ИП "..." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23 ноября 2012 г. № 711/12, Комиссия Удмуртского УФАС России
решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Р. Выдаем займы. Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка" с указанием адреса и телефонов, размещенную на странице № 7 газеты "У" № 31 (509) от 31 июля 2013 г., ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 1, пункт 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ООО "Р" рекламодателем, нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать ИП "..." рекламораспространителем, нарушившим требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
4. Выдать ООО "Р" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Выдать ИП "..." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
6. Передать материалы дела № СЮ04-03/2013-129Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП "..." производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Передать материалы дела № СЮ04-03/2013-129Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Р" и виновного должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу № СЮ04-03/2013-129Р
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Резолютивная часть оглашена 06 декабря 2013 г.
Изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: "..." - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: "..." - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,
на основании своего решения от 06.12.2013 г. по делу № СЮ04-03/2013-129Р о признании ненадлежащей рекламы "Р. Выдаем займы Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка", распространяемой на странице 7 газеты "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ООО "Р" (<...>) в срок до 27 декабря 2013 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить размещение рекламы финансовых услуг ООО "Р":
- без указания наименования лица, предоставляющего финансовые услуги (в том числе его организационно-правовой формы);
- с отсутствием части существенной информации о представляемых займах (размере процентной ставки, минимальной и максимальной сумме займа) при указании условия о минимальном и максимальном сроке займа.
2. ООО "Р" представить в Удмуртское УФАС России документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30 декабря 2013 года.
Примечание: В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Удмуртское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на индивидуального предпринимателя штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу № СЮ04-03/2013-129Р
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Резолютивная часть оглашена 06 декабря 2013 г.
Изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: "...". - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: "..." - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; "..." - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,
на основании своего решения от 06.12.2013 г. по делу № СЮ04-03/2013-129Р о признании ненадлежащей рекламы "Р. Выдаем займы. Деньги - до зарплаты - работаем с материнским капиталом - потребительские займы до 1 года. Срок займа 1 - 365 дней низкая % ставка", распространяемой на странице 7 газеты "У" № 31(509) от 31 июля 2013 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю "..." в срок до 27 декабря 2013 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение в газете "У" рекламы финансовых услуг ООО "Р" без указания наименования лица, предоставляющего данную услугу (в том числе его организационно-правовой формы).
2. ИП "..." представить в Удмуртское УФАС России документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30 декабря 2013 года.
Примечание: В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Удмуртское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на индивидуального предпринимателя штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
------------------------------------------------------------------