Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 20.09.2013 по делу N 3-29/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. № 3-29/2013

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Б.Ю.М.,
с участием: представителя заявителя - ОАО "К" К.А.М., представителя Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю., прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Демидова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "К" о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",

установил:

ОАО "К" обратилось в суд с заявлением о признании пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим со дня принятия.
В обоснование заявления указано, что между заявителем и Администрацией города Ижевска заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО "К" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра с адресным ориентиром: на территории, прилегающей <данные изъяты>.
Согласно п. 2.1 договора аренды <данные изъяты> договор аренды заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
По согласованию с Администрацией г. Ижевска и в соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ ОАО "К" заключило с ООО "А" договоры субаренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
- договор субаренды земельного участка <данные изъяты>
- договор субаренды земельного участка <данные изъяты>
- договор субаренды земельного участка <данные изъяты>
- договор субаренды земельного участка <данные изъяты>
В соответствии с указанными договорами субаренды ООО "А" вносил арендную плату за пользование земельным участком на расчетный счет арендодателя.
В случае сдачи имущества в субаренду ответственным по договору аренды перед арендодателем остается арендатор.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с этим размер арендной платы по договору аренды определяется согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2007 года № 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Указанным постановлением утверждено Положение "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В п. 3 указанного Положения приведена формула, по которой осуществляется расчет величины годовой арендной платы за земельный участок. Отдельным элементом данной формулы является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется на основании утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по категориям земель и видам разрешенного использования.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере <данные изъяты>
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 211 была установлена новая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты>. При этом, удельный показатель кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка фактически остался прежним - <данные изъяты> за квадратный метр.
Пунктом 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 211 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, в связи с чем Администрацией г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства был произведен перерасчет арендной платы по договору аренды, в том числе за периоды времени, предшествующие дате принятия и опубликования постановления Правительства Удмуртской Республики № 211. Данное обстоятельство подтверждается расчетом № от ДД.ММ.ГГГГ Управления земельных ресурсов и землеустройства.
Общая сумма недоимки, которая образовалась в результате такого перерасчета за 2011 год, составила <данные изъяты>, за 2012 года - <данные изъяты>.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка не должно влечь за собой перерасчета размера арендной платы за периоды времени, предшествующие дате принятия и опубликования в установленном порядке постановления Правительства Удмуртской Республики, определяющего новую кадастровую стоимость земельного участка. Иное бы противоречило как принципу экономической обоснованности арендной платы, так и принципу предсказуемости определения ее размера, сформулированного в постановлении Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года.
Пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 211, повлек за собой перерасчет арендной платы по договору аренды, в том числе за периоды времени, предшествующие дате принятия и опубликования постановления Правительства Удмуртской Республике № 211. Тем самым на ООО "А" была незаконно возложена обязанность оплатить недоимку по договору аренды, которая образовалась в результате такого перерасчета.
Заявитель считает, что пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 211 во взаимосвязи с иными положениями указанного постановления, устанавливающими новую кадастровую стоимость земельного участка, а также во взаимосвязи с п. 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, допускает возможность перерасчета размера арендной платы за периоды времени, предшествующие дате принятия и опубликования в установленном порядке указанного постановления, не соответствует постановлению Правительства РФ № 582, в связи с чем, считает необходимым признать пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики № 211 противоречащим постановлению Правительства РФ № 582 и недействующим со дня его принятия.
Кроме того, просит взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу ОАО "К" <данные изъяты> в качестве расходов по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представители ОАО "К" Б.А.В. и К.А.М. на удовлетворении заявления настаивали. Представлены письменные объяснения в обоснование требований и дополнительные письменные объяснения.
В письменных объяснениях - возражениях на отзыв Правительства УР <данные изъяты> приводят те доводы, что не согласны с позицией Правительства УР о том, что оспариваемым нормативным правовым актом устранялась кадастровая ошибка, поскольку предусмотренная законодательством процедура устранения кадастровой ошибки соблюдена не была. Настаивают на том, что принятие оспариваемого в части нормативного-правового акта повлияло на увеличение размера арендной платы по предоставленному им земельному участку. Не согласны с наличием права у Правительства УР придания обратной силы в данном конкретном случае. Возражают против позиции оппонента в части отсутствия возможности признать недействующей оспариваемую норму со дня ее принятия. Основываясь на нормах Конституции РФ утверждают то, что распространение действия постановления Правительства УР от 21.05.2012 г. № 211 на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года не соответствует конституционным принципам и ухудшает их правовое положение. Позицию о нарушении своих прав мотивируют тем, что по договору с субарендатором установлен фиксированный размер арендной платы, тогда как им, как арендаторам, размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Фактическое нарушение прав заявителя подтверждают письменными документами, подтверждающими факт перерасчета размера арендной платы в связи с принятым и оспариваемым ими в части постановлением.
В дополнительных объяснениях представитель заявителя Б.А.В. заинтересованность по настоящему делу мотивирует возможностью в будущем несения бремени по оплате разницы в размерах арендной платы, исчисленной до внесенных изменений, и установленной в связи с принятием нормативного-правового акта.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю. против удовлетворения заявления возражал по доводам отзыва и дополнительного отзыва на заявление. В отзыве на заявление необходимость принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 обосновывает допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков. Ошибка в Отчете была воспроизведена в постановлении № 275, а в последующем в государственном кадастре недвижимости. В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указанную ошибку можно квалифицировать как кадастровую ошибку в сведениях. По смыслу Закона, для исправления кадастровой ошибки в сведениях, заключающейся в неправильном указании арифметического значения кадастровой стоимости земельного участка, в порядке информационного взаимодействия необходимо внести соответствующие изменения в нормативный акт, утвердивший кадастровую стоимость земельного участка. Таким образом, применяя аналогию закона, поскольку процедура исправления кадастровых ошибок в порядке информационного взаимодействия не регламентирована, руководствуясь нормами о процедуре кадастровой оценки земель, постановлением № 211, фактически, устранена кадастровая ошибка в сведениях, допущенная в постановлении № 275. Несогласие с позицией заявителя о том, что при принятии оспариваемого положения постановления Правительства Удмуртской Республики № 211 нарушены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основывают на закрепленном принципе экономической обоснованности арендной платы и предсказуемости определения ее размера. Кроме того, правомерность придания обратной силы новым размерам кадастровой стоимости земельных участков мотивируют правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 15 апреля 2008 года № 262-О-О, согласно которой законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, должен учитывать специфику регулируемых правом общественных отношений. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации четко определил возможность придания нормативному правовому акту обратной силы в случае, если подобная норма о порядке вступления закона в силу имеется в самом правовом акте. Оспариваемым пунктом постановления № 211 вышеуказанное требование предусмотрено. Так же, высказывают возражения относительно требования заявителя о признании оспариваемого пункта недействующим с момента принятия, мотивируя их позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 27 января 2004 года № 1-П.
В дополнительном отзыве, представитель Правительства Удмуртской Республики настаивает на законности, оспариваемого положения постановления Правительства Удмуртской Республики, поскольку признании нормы недействующей приведет к созданию дискриминационных условий для значительного числа землепользователей (оспариваемая норма позволила вдвое уменьшить кадастровую стоимость земельных участков).
Прокурор Демидов Д.С. дал заключение, в соответствии с которым требование ОАО "К" не подлежит удовлетворению. Оспариваемое постановление принято Правительством Удмуртской Республики в пределах компетенции, не связано с регулированием вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, вследствие чего распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года не противоречит требованиям законодательства.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что заявление ОАО "К" не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из содержания пункта 2 статьи 66 ЗК РФ следует, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Анализ указанных норм Конституции Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что Правительству Удмуртской Республики предоставлено право утверждения государственной кадастровой оценки земель на территории Удмуртской Республики, а следовательно, и о том, что постановление от 21.05.2012 г. № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" принято в пределах компетенции органа государственной власти Удмуртской Республики.
У суда не вызывает сомнений то, что оспариваемое ОАО "К" постановление является нормативно-правовым актом, поскольку принято органом государственной власти и содержит обязательные для применения неопределенным кругом лиц правила поведения, неоднократного применения.
С позицией представительства Правительства Удмуртской Республики о том, что оспариваемая заявителем норма не затрагивает права и законные интересы ОАО "К" суд согласиться не может.
Действительно, как следует из абсолютного большинства представленных счетов-извещений, непосредственным плательщиком арендной платы в них заявлен субарендатор - ООО "А". Вместе с тем, в силу заключенного между Администрацией г. Ижевска и ОАО "К" ДД.ММ.ГГГГ договора о предоставлении участков в пользование на условиях аренды, обязанность по внесению арендной платы за пользование на правах аренды земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> возложена на ОАО "К" Кроме того, заявителем представлен счет N, в соответствии с которым именно ОАО "К" предлагалось внести арендные платежи за ДД.ММ.ГГГГ (то есть, в период на который распространено действие новых размеров кадастровой стоимости земельных участков).
На основании пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Как следует из материалов настоящего дела Правительством Удмуртской Республики 21 мая 2012 года принято постановление № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Указанное постановление официально опубликовано в печатном издании - Собрание законодательства Удмуртской Республики от 31.07.2012 г. № 41 и на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 07.08.2012.
Между Администрацией г. Ижевска и ОАО "К" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды, в соответствии с условиями которого Администрация г. Ижевска предоставила на правах аренды ОАО "К" земельный участок общей площадью <данные изъяты> с адресным ориентиром - на территории, <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <данные изъяты> изменена с <данные изъяты> на <данные изъяты>.
ОАО "К" не оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, предоставленного на правах аренды, требует признать недействующим пункт 4 указанного постановления Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с которым постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Разрешая дело по существу, суд не усматривает противоречий, оспариваемой заявителем нормы, федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Постановление принято Правительством Удмуртской Республики в рамках полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а именно, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для целей налогообложения и иных целей. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Оспариваемое постановление Правительство Удмуртской Республики регулирует земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ относится к актам, содержащим нормы земельного права.
Принимая во внимание изложенное, постановление Правительства Удмуртской Республики № 211 направлено на регулирование общественных отношений, связанных с установлением государственной кадастровой стоимости земельных участков. При этом, учитывая обязательный характер норм постановления и то, что одна из сторон правоотношений лишена возможности влияние на формирование данных норм, оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики является публично-правовым актом.
Действующим законодательством для публично-правовых актов, связанных с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не предусмотрен специальный порядок вступления их в силу. Никаких ограничений распространить действие такого акта на ранее возникшие правоотношения для Правительства Удмуртской Республики не установлено.
С учетом изложенного Правительство Удмуртской Республики имело право распространить действие оспариваемого постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Пункт 4 оспариваемого постановления, распространяющий его действие на ранее возникшие правоотношения, не противоречит и статье 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 г. № 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", согласно которой постановления Правительства Удмуртской Республики, за исключением постановлений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их подписания, если самими указанными постановлениями Правительства Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Давая оценку доводам заявления о том, что оспариваемое постановление противоречит принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", суд таких противоречий не усматривает.
Так, заявителем по настоящему делу правовая норма, изменяющая размер кадастровой оценки, предоставленного ему земельного участка, не оспаривается.
Оспариваемый заявителем пункт 4 постановления Правительства Удмуртской Республики только придает акту обратную силу, не изменяя общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков на территории населенных пунктов Удмуртской Республики.
При таких условиях, оснований полагать нарушенными основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности у суда не имеется.
Ограничивая свои выводы по настоящему делу только заявленным требованием ОАО "К" - настаивающим на признании недействующей только нормы пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211, то есть, не проверяя правильность установления новых размеров кадастровой оценки земель, суд не дает оценку соблюдению процедуры устранения кадастровой ошибки.
С учетом совокупности изложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания положений пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется. Заявление ОАО "К" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

отказать в удовлетворении заявления ОАО "К" о признании недействующим пункта 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 25 сентября 2013 года.

Председательствующий
А.И.БУРОВ


------------------------------------------------------------------