Постановление Администрации Балезинского района от 27.03.2013 N 382 "Об утверждении районной целевой программы "Развитие культуры и туризма в Балезинском районе на 2013 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛЕЗИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. № 382

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В БАЛЕЗИНСКОМ РАЙОНЕ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

В целях сохранения и развития единого культурного пространства на территории муниципального образования "Балезинский район", рационального использования бюджетных средств, создания условий для наиболее полного удовлетворения запросов населения, укрепления материально- технической базы отрасли, руководствуясь Уставом муниципального образования "Балезинский район", постановляю:
1. Утвердить районную целевую программу "Развитие культуры и туризма в Балезинском районе на 2013 - 2015 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации МО "Балезинский район" по социальным вопросам Е.А. Касимову.

Глава Администрации
А.В.ВАСИЛЬЕВ





Утверждена
постановлением
Администрации
МО "Балезинский район"
от 27 марта 2013 г. № 382

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В БАЛЕЗИНСКОМ РАЙОНЕ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

1. Паспорт Программы


1. Название Районная целевая программа "Развитие культуры
Программы и туризма в Балезинском районе на 2013 - 2015 годы"

2. Основания - Федеральный закон Российской Федерации от 6.10.2003
для разработки № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
Программы самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002
№ 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ
"О музейном фонде Российской Федерации и музеях
в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12 1994 № 78-ФЗ "О библиотечном
деле";
- "Основы законодательства РФ о культуре" от 9 октября
1992 № 3612-1;
- Федеральный закон от 6.01.1999 № 7-ФЗ "О народных
художественных промыслах";
- распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р
"О концепции развития образования в сфере культуры
и искусства в РФ на 2008-2015 годы";
- распоряжение Правительства Удмуртской Республики
от 29.06.2009 № 525-р "О разработке проекта
республиканской целевой программы "Культура Удмуртии
(2010 - 2014 годы)";
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012)
"Об образовании";
- приказ Правительства РФ от 26.06.2012 № 504
"Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного образования детей";
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон УР "О
регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации
и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) в Удмуртской Республике" принят 06.05.2009 и имеет номер 17-РЗ.
------------------------------------------------------------------
- Закон УР № 21-РЗ от 06.05.2010 "О регулировании
отношений в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры)
в Удмуртской Республике";
- постановление Правительства Удмуртской Республики
"Об утверждении республиканских стандартов качества
предоставления государственных услуг в сфере культуры"
от 30.06.2008 № 173;
- Устав муниципального образования "Балезинский район";
- Положение об Управлении культуры Администрации
муниципального образования "Балезинский район"

3. Заказчик Управление культуры Администрации муниципального
Программы образования "Балезинский район"

4. Разработчик Управление культуры Администрации муниципального
Программы образования "Балезинский район"

5. Исполнители Управление культуры Администрации муниципального
Программы образования "Балезинский район" (далее - Управление
культуры);
муниципальные бюджетные учреждения культуры муниципального
образования "Балезинский район" (далее - МБУК);
муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Детская школа искусств п. Балезино
(далее - ДШИ)

6. Цель Создание социально-экономических условий для развития
Программы культуры и туризма в муниципальном образовании
"Балезинский район"

7. Задачи 1. Повышение доступности и качества услуг, предоставляемых
Программы в сфере культуры.
2. Создание условий для развития творческих способностей,
художественного образования и нравственного воспитания
детей и молодежи.
3. Укрепление материально-технической базы учреждений
культуры.
4. Сохранение и комплектование книжного фонда библиотек.
5. Поддержка деятельности творческих коллективов.
6. Создание благоприятных условий для удовлетворения
и развития потребностей населения в духовном и культурном
формировании личности, для развития творческих
способностей, образования и нравственного воспитания детей
и молодежи.
7. Создание условий для развития туризма

8. Сроки Срок реализации Программы с 2013 по 2015 годы
и этапы 1 этап - 2013 год;
реализации 2 этап - 2014 год;
Программы 3 этап - 2015 год

9. Объемы Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации
и источники Программы, составляет 1255,0 тысяч рублей, в том числе
финансирования по годам:
2013 год - 560,0 тыс. руб.
2014 год - 145,0 тыс. руб.
2015 год - 550,0 тыс. руб.
Источники финансирования Программы - средства бюджета
Удмуртской Республики и бюджета МО "Балезинский район"

10. Ожидаемые 1. Увеличение количества посетителей, участвовавших
результаты в культурно-досуговых мероприятиях.
реализации 2. Обеспечение охвата населения, участвующего в работе
программы клубных формирований (любительских объединений
и творческих коллективов) на базе муниципальных учреждений
культуры.
3. Пополнение библиотечных фондов библиотек.
4. Увеличение количества читателей библиотек.
5. Увеличение количества посетителей туристических
маршрутов.
6. Увеличение числа творческих коллективов со званием
"народный", "образцовый".
7. Рост числа посетителей краеведческого музея


2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

Разработка Программы вызвана необходимостью определения принципов поддержки развития культуры и туризма в муниципальном образовании "Балезинский район", разработки основных направлений и комплекса программных мероприятий.
Программа основывается на приоритетном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности людей. Положения Программы ориентированы на преемственность культурных традиций муниципального образования "Балезинский район" и необходимость проведения последовательной модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация муниципальной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни сельского жителя. Библиотеки, музей, школа искусств, культурно-досуговые учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции, способствуют формированию нравственно-эстетических основ общества. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса государства. Неотъемлемым компонентом культурной среды муниципального образования "Балезинский район" выступают творческие самодеятельные коллективы, объединения, система дополнительного художественно-эстетического воспитания детей и подростков.
На 2011 год в районе сложилась принципиально новая система культурной политики. С 19 января 2010 года статус юридического лица имеет муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный Дом художественных промыслов и ремесел муниципального образования "Балезинский район". С 12 января 2011 года статус юридического лица имеют:
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр развития культуры и народного творчества муниципального образования "Балезинский район";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Балезинский районный историко-краеведческий музей муниципального образования "Балезинский район";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Балезинская районная библиотека муниципального образования "Балезинский район";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Воегуртский центральный сельский Дом культуры муниципального образования "Воегуртское";
- муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный Дом культуры "Дружба".
Продолжает свою деятельность муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств п. Балезино.
Учреждения культуры показывают хорошую динамику развития творческой деятельности. Так, постоянно растет количество проводимых мероприятий культурно-досуговыми учреждениями: с 3384 в 2010 г. до 3625 в 2012 году, увеличивается и число участвующих в мероприятиях. Стабильным остается число любительских формирований: 2010 г. - 230, 2012 г. - 232. Наблюдается рост числа фольклорных коллективов: в 2010 г. - 7, 2012 г. - 8. За последние 3 года остается стабильным количество коллективов со званием "Народный", "Образцовый" - 7. Увеличилось количество посетителей в музее.
Вместе с тем, задачи, поставленные перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме. Серьезным препятствием в их реализации остается недостаточное бюджетное финансирование. Возможность увеличения доходов учреждений культуры от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничена недостаточностью материальной базы.
В учреждениях культуры и искусства остро ощущается недостаток музыкальных инструментов (36 инструментов) и профессиональной звукоусиливающей и светотехнической аппаратуры (32 комплекта). При потребности учреждений культуры в 32 персональных компьютерах в наличии - лишь 28, из них 8 требует замены.
Бюджетом не финансируется участие творческих коллективов в районных, региональных, всероссийских конкурсах и фестивалях, что в принципе не может способствовать полноценному развитию творческого потенциала коллективов.
Вызывает тревогу низкая модернизация библиотек, сокращение в библиотеках района книжных фондов, их ветшание. Недостаточно финансируется комплектование книжных фондов и периодической печати. При норме 8 экземпляров книг на одного читателя у нас в районе - 4 экземпляра. При этом книжный фонд настолько ветхий, что многие книги давно подлежат списанию.
Проблемными остаются вопросы презентабельности краеведческого музея. При увеличении числа посетителей музея, следует отметить, что многие годы стоит проблема с ветхим зданием, большинство экспозиций требуют обновления и инновационных преобразований.
Требуется незамедлительное оказание финансовой поддержки в развитии туристических маршрутов "Один день в Кестыме" и "Один день в Юнде", а именно, строительство двух гостевых домов. А также разработка новых привлекательных туристических маршрутов.
Проблемы в отрасли "Культура" не могут быть решены в условиях текущего бюджетного финансирования без дополнительной поддержки.
Реализация муниципальной политики в области культуры, искусства и туризма программно-целевыми методами в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего развития отрасли и позволит добиться поставленных целей и задач. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ по конкретным мероприятиям и привлечь дополнительные средства.

3. Социально-экономическая значимость проблемы

Политика в сфере культуры и туризма может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой.
Социально-экономическая значимость мероприятий Программы будет состоять в повышении социальной роли культуры в обществе, а именно:
- укреплении единого культурного и информационного пространства;
- создании благоприятных условий для творческой деятельности;
- увеличении доступности и разнообразия предлагаемых населению услуг в сфере культуры;
- активизация экономических процессов развития культуры, в том числе благодаря развитию культурно-познавательных туристических маршрутов;
- обеспечении потребности населения периодическими изданиями и литературой, необходимой для решения задач в области воспитания, образования, науки и культуры;
- рациональном использовании бюджетных средств.

4. Цели и задачи Программы

Цель Программы:
Создание социально-экономических условий для развития культуры и туризма в муниципальном образовании "Балезинский район".
Задачи Программы:
- Повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.
- Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи.
- Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
- Сохранение и комплектование книжного фонда библиотек.
- Поддержка деятельности творческих коллективов.
- Создание благоприятных условий для удовлетворения и развития потребностей населения в духовном и культурном формировании личности, для развития творческих способностей, образования и нравственного воспитания детей и молодежи.
- Создание условий для развития туризма.

5. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: с 1 января 2013 по 31 декабря 2015 года. Этапы реализации Программы:
1 этап - 2013 год;
2 этап - 2014 год;
3 этап - 2015 год.

6. Организация управления Программой

Общее руководство ходом реализации Программы, а также исполнение мероприятий осуществляется Управлением культуры Администрации муниципального образования "Балезинский район".
Исполнителями Программы являются: Управление культуры Администрации муниципального образования "Балезинский район", муниципальные бюджетные учреждения культуры и искусства.
Для комплексного решения целей и задач, координации работы в рамках реализации Программы выработан порядок взаимодействия всех соисполнителей:
- направление совместной деятельности в рамках реализации Программы устанавливается ежегодными планами деятельности отрасли;
- система координационных действий включает в себя плановое проведение совещаний, конференций, круглых столов по текущим вопросам реализации Программы.

7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Источником финансирования муниципальной целевой программы "Развитие культуры и туризма в Балезинском районе на 2013 - 2015 годы" являются средства местного бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Общий объем средств, необходимый на реализацию Программы, - 1255,0 тысяч рублей, в том числе по годам:


Итого 2013 2014 2015

Республиканский бюджет 560,0 560,0 - -

Местный бюджет 695,0 - 145,0 550,0

Итого 1255,0 560,0 145,0 550,0


Объем средств, предусмотренных Программой, носит ориентировочный характер и подлежит ежегодной корректировке в соответствии с бюджетом муниципального образования "Балезинский район".

8. Механизм реализации Программы

Заказчик Программы - Управление культуры Администрации муниципального образования "Балезинский район" обеспечивает реализацию Программы в соответствии с законодательством в пределах средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Балезинский район", в том числе:
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета муниципального образования "Балезинский район" для финансирования программных мероприятий;
ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям с учетом выделяемых финансовых средств.

9. Контроль за ходом исполнения и реализацией Программы

Контроль за ходом исполнения и реализации Программы осуществляет Администрация муниципального образования "Балезинский район".

10. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности Программы обеспечивается посредством ведения заказчиком и разработчиком Программы постоянного мониторинга реализации программных мероприятий и ежегодной оценки степени достижения цели Программы в процессе решения поставленных задач.
Для количественной оценки эффективности Программы используется система следующих целевых индикаторов и показателей, позволяющая оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития отрасли "культура":

Целевые индикаторы реализации Программы


№ Наименование Единица Отчетный год Плановый период
п/п индикатора измерения
2011 2012 2013 2014 2015

1 - Количество единиц 66912 51295 52769 66912 66912
населения (всего),
участвующего
в платных
культурно-
досуговых
мероприятиях,
проводимых
муниципальными
организациями
культуры;
- удельный вес проценты 194 152,7 158,9 203,4 204,6
населения,
участвующего
в платных
культурно-досуговых
мероприятиях,
проводимых
муниципальными
организациями
культуры, проценты

2 - Количество единиц 9416 8646 9416 9416 9416
посещений музеев;
- количество 274 257 284 286 288
посещений музеев
на 1000 человек,
посещений

3 Количество единиц
экземпляров новых
поступлений
в библиотечные
фонды общедоступных
библиотек:
- всего; 2354 3137 1000 1000 1000
- на 1 тыс. человек 69 93 29 29 29
населения, единиц

4 Доля компьютеризи- проценты 15,4 23 30 40 46
рованных библиотек
в общем количестве
библиотек, %

5 Количество чел. тыс. 14,3 14 13,8 13,7 13,6
читателей
в библиотеках

6 Количество чел. 761 222 280 350 500
посетителей
туристических
маршрутов


Реализация Программы позволит обеспечить:
- дальнейшее развитие сети учреждений культуры и искусства, творческих коллективов, позволяющих организовать досуг граждан;
- повысить качество услуг учреждений культуры, комфортность их предоставления и доступность для всех слоев населения;
К ожидаемым результатам реализации Программы следует отнести следующие:
1. Увеличение количества посетителей, участвовавших в культурно-досуговых мероприятиях, до 66912 человек в год.
2. Обеспечение охвата населения, участвующего в работе клубных формирований (любительских объединений и творческих коллективов) на базе муниципальных учреждений культуры.
3. Пополнение библиотечных фондов библиотек: сохранить стабильным число экземпляров новых поступлений до 1000 в год.
4. Увеличение количества посетителей туристических маршрутов до 500 человек.
5. Сохранение имеющихся и увеличение числа творческих коллективов со званием "народный", "образцовый" до 9.
Социальный эффект реализации Программы носит отсроченный характер и проявляется в увеличении интеллектуального потенциала жителей района, изменении их ценностных ориентации и норм поведения, сказывается на модернизации всего общества.
Формирование благоприятной культурной среды, создание которой и есть миссия учреждений культуры, влияет в итоге не только на общую социальную атмосферу, но и на экономическое развитие района.

11. План мероприятий Программы


№ Наименование Источники Объем финансирования Исполнители
п/п задач, проектных финансирования (тыс. руб.)
линий
и мероприятий 2013 - 2013 2014 2015
2015 год год год
годы

1. Совершенствование нормативно-правовой базы отрасли

1.1 Анализ - - - - - Управление
соответствия культуры
и разработка
нормативных
правовых актов
в сфере культуры

1.2 Разработка - - - - - Управление
нормативно- культуры
правовой базы
по закреплению
специалистов
в учреждениях
культуры

2. Работа с кадрами

2.1 Организация - - - - - Управление
работы с культуры
учреждениями
средне-
специального
и высшего
образования
в сфере культуры
по квотированию,
прохождению
практики
и устройству
специалистов

2.2 Участие - - - - - Учреждения
в межрайонных, культуры
республиканских и искусства
совещаниях,
семинарах,
лабораториях,
мастерских,
на курсах
повышения
квалификации
и переподготовки
кадров

2.3 Организация - - - - - Управление
работы культуры
по выдвижению
работников
культуры
к награждению
государственными
наградами

2.4 Единовременное Бюджет 20,0 - 10,0 10,0 Управление
пособие молодым МО "Балезин- культуры
специалистам- ский район"
выпускникам
высшего
и среднего
профессионально-
го образования,
прибывшим
на работу
в учреждения
культуры

Итого 20,0 - 10,0 10,0
(муниципальный
бюджет):

Итого - - - -
(республиканский
бюджет):

3. Развитие народного творчества

3.1 Поддержка Бюджет 10,0 - 10,0 - Управление
гастрольной МО "Балезин- культуры
деятельности ский район"
творческих
коллективов
района

3.2 Участие Бюджет 30,0 - 30,0 - Управление
творческих МО "Балезин- культуры
коллективов ский район"
района
в республикан-
ских,
всероссийских,
межрегиональных
фестивалях
и конкурсах

3.3 Проведение Бюджет 450,0 - - 450,0 Управление
Межрегионального МО "Балезин- культуры
фестиваля ский район"
садово-парковой
скульптуры

3.4 Организация Бюджет 10,0 - 10,0 - Управление
и проведение МО "Балезин- культуры,
совместно ский район" учреждения
с общественными культуры
организациями и искусства
конкурсов,
фестивалей,
тематических,
персональных
выставок,
памятных,
юбилейных (50,
60, 70, 75, 80
лет и далее
кратно 10)
вечеров
в соответствии
с ежегодными
планами

3.5 Организация Бюджет 100,0 - 50,0 50,0 Управление
и проведение МО "Балезин- культуры,
тематических ский район" учреждения
мероприятий, культуры
государственных и искусства
и районных
праздников

Итого (муниципальный бюджет): 600,0 - 100,0 500,0

Итого (республиканский бюджет): - - - -

4. Сохранение и развитие традиционной культуры народов, проживающих
на территории Балезинского района

4.1 Сбор материалов - - - - - МБУК
по традиционной "Балезин-
культуре ский ДР";
народов, МБУК
проживающих "Балезин-
на ский
территории историко-
Балезинского краеведчес-
района кий музей"

4.2 Создание базы - - - - - МБУК
мастеров "Балезин-
народных ский ДР"
художественных
промыслов
и ремесел
Балезинского
района

4.3 Проведение Бюджет 10,0 - 5,0 5,0 МБУК
фольклорных МО "Балезин- "Балезин-
экспедиций ский район" ский ДР";
на территории МБУК
района. "Балезин-
Оцифровка ский
материалов, историко-
создание краеведчес-
электронной базы кий музей";
данных. МБУК
Организация "ЦРКиНТ"
и проведение
мероприятий,
направленных
на сохранение
и развитие
традиций
народной
культуры

4.4 Организация - - - - - МБУК
и проведение "Балезин-
художественных ский ДР"
выставок
мастеров
изобразительного
и декоративно-
прикладного
искусства

Итого (муниципальный бюджет): 10,0 - 5,0 5,0

Итого (республиканский бюджет): - - - -

5. Организация и проведение противопожарных и охранных мероприятий

5.1 Оснащение Республикан- 360,0 360,0 - - МБУК
учреждений ская целевая "Балезин-
системами программа ский
охранной "Культура историко-
и противопожар- Удмуртии (2010 краеведчес-
ной безопасности - 2014 годы)" кий музей"

5.2 Установка Республикан- 200,0 200,0 - - МБУК
металлических ская целевая "Балезин-
входных дверей программа ский
и оконных "Культура историко-
решеток в новом Удмуртии (2010 краеведчес-
здании - 2014 годы)" кий музей"
музея

Итого (муниципальный бюджет): - - - -

Итого (республиканский бюджет): 560,0 560,0 - -

6. Развитие культурно-познавательного туризма на территории
Балезинского района

6.1 Организация - - - - - Управление
работы Совета культуры
по развитию
туризма
в МО "Балезин-
ский район"

6.2 Разработка новых - - - - - МБУК
туристических "ЦРКиНТ"
маршрутов

6.3 Развитие Бюджет 20,00 - 10,0 10,00 МБУК
туристического МО "Балезин- "ЦРКиНТ"
маршрута "Один ский район"
день в Кестыме"

6.4 Развитие Бюджет 20,00 - 10,0 10,00 МБУК
туристического МО "Балезин- "ЦРКиНТ"
маршрута "Один ский район"
день в Юнде"

6.5 Участие Бюджет 25,0 - 10,0 15,0 МБУК
в региональных, МО "Балезин- "ЦРКиНТ"
российских ский район"
туристических
выставках

Итого (муниципальный бюджет): 65,0 - 30,0 35,0

Итого (республиканский бюджет): - - - -

Всего средств на реализацию 695,0 - 145,0 550,0
программных мероприятий
(муниципальный бюджет):

Всего средств на реализацию 560,0 560,0 - -
программных мероприятий
(республиканский бюджет):



------------------------------------------------------------------