Решение Удмуртского УФАС России от 17.04.2013 по делу N СЮ05-03/2013-18 "О нарушении антимонопольного законодательства"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу № СЮ05-03/2013-18

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Принято 04 апреля 2013 года.
Изготовлено 17 апреля 2013 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии "<...>" - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: "<...>" - начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "<...>" - старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "<...>" - специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело № СЮ05-03/2013-18, по признакам нарушения ООО "З" ("<...>") части 1 статьи 10, пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в отсутствие заявителя - ООО "Ч", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 42600960143746
в присутствии представителя ответчика - ООО "З" "<...>", действующего на основании доверенности № 7-13 от 22.01.2013 г.;
в присутствии представителя заинтересованного лица - ООО "Р" "<...>", действующей на основании доверенности от 04.04.2013 г.,

установила:

В Удмуртское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение № 797 от 07.02.2013 г. ООО "Ч" о прекращении поставки горячей воды на территории с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики.
Поставку тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в с. Первомайский осуществляет ООО "Р". ООО "Р" для подготовки горячей воды использует холодную воду, поставляемую по договору № 2/60-13, заключенному 01.01.2013 г. с ООО "З".
ООО "Р" совместно с Администрацией МО "П", 05.02.2013 г. составлен акт об отключении подачи холодной воды ООО "З" в период 03.02.2013 г.
Отключение холодной воды зафиксировано и 6.02.2013 г.
Из письменных пояснений ООО "З" следует, что 03.02.2013 г. был зафиксирован факт аварии, а 06.02.2013 г. ООО "З" отключение водоснабжения не производило.
ООО "З" обладает признаками субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах, принадлежащих предприятию трубопроводов, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе пунктом 4 части 1 статьи 10 прямо поименован запрет на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО "З" признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 15.03.2013 г. № 70 "О возбуждении дела № СЮ05-03/2013-18 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ05-03/2013-18. Определением о назначении дела № СЮ05-03/2013-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21.03.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 04.04.2013 г.
В процессе рассмотрения дела 04.04.2013 г. представитель ООО "Р" поддержала доводы, изложенные в пояснениях от 11.02.2013 г. № 05/133, согласно которым ООО "Р" технологически не может поставлять тепловую энергию в горячей воде для целей оказания коммунальной услуги "горячее водоснабжение" без потребления холодной воды котельной в с. Первомайский.
Представитель ООО "З" пояснил, что прекращение поставки холодной воды произошло в связи с аварией.
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
В Управление поступило обращение № 797 от 07.02.2013 г. ООО "Ч" о прекращении поставки горячей воды на территории с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики.
ООО "Ч" является правопреемником ООО "З".
Поставку тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги "Горячее водоснабжение" жителям с. Первомайский осуществляет ООО "Р" на основании договора от 10.05.2012 г. за № Г-05/12, заключенного с ООО "З". ООО "Р" для подготовки горячей воды использует холодную воду, поставляемую по договору № 2/60-13, заключенному 01.01.2013 г. с ООО "З".
ООО "Р" совместно с Администрацией МО "П", 05.02.2013 г. составлен акт об отключении подачи холодной воды ООО "З" в период 03.02.2013 г.
ООО "З" 06.02.2013 г. составлен акт об отсутствии горячего водоснабжения в жилом фонде с. Первомайский.
Из письменных пояснений ООО "З" от 28.02.2013 г. № 05-51 следует, что 03.02.2013 г. был зафиксирован факт аварии, сгорел насос артезианской скважины с. Первомайский, а 06.02.2013 г. ООО "З" отключение водоснабжения в с. Первомайский не производило.
ООО "Р" по факту прекращения поставки воды, используемой для приготовления горячей воды уведомило письмом от 07.02.2013 г. № 05/126 главу МО "З" и ГУ МЧС по УР, письмом от 06.02.2013 г. № 05/125. - прокуратуру Завьяловского района, письмом от 06.02.2013 г. № 05/118 - заместителя главы МО "З" по муниципальному хозяйству, письмом от 06.02.2013 г. № 05/116 - директора МУП "З", главу администрации МО "П".
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении" (далее - Закон "О водоснабжении").
Статьей 8 Закона "О водоснабжении" установлен порядок обеспечения эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения согласно которого организации, осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. При этом такие организации не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 10 Закона "О водоснабжении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Статьей 21 Закона "О водоснабжении" установлено право организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. При этом установлен особый порядок уведомления о возникновении причин для прекращения водоснабжения и водоотведения в течение 1 дня с момента возникновения аварии.
ООО "З" не представило Управлению сведения (документы) свидетельствующие о выполнении обязанностей по содержанию сетей при их использовании и по уведомлению в порядке статьи 21 Закона "О водоснабжении" о введении ограничений водоснабжения.
В результате действий ООО "З" ущемлены интересы других лиц: ООО "Ч" как субъекта, являющегося исполнителем коммунальных услуг для граждан в с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики; ООО "Р" как субъекта, производящего коммунальную услугу "Горячее водоснабжение" для потребителей в с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики. Указанные лица из-за действий ООО "З" были вынуждены приостановить производство тепловой энергии и исполнение коммунальной услуги "горячее водоснабжение", жителей с. Первомайский Завьяловского района Удмуртской Республики как потребителей коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 4 Закона "О естественных монополиях", услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона "О естественных монополиях", для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
ООО "З" осуществляет хозяйственную деятельность на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах принадлежащих предприятию трубопроводов, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
На основании части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО "З" является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Действия ООО "З", выразившиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных статьей 10 Закона "О водоснабжении" по обеспечению безопасности систем водоснабжения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, что привело к нарушению надежности водоснабжения, нарушению исполнения своих обязанностей по производству и предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества другими лицами 03.02.2013 г., являются действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, то есть нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Действия ООО "З", выразившиеся в непринятии мер по обеспечению безопасности систем водоснабжения и их отдельных объектов, направленных на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, предусмотренных статьей 21 Закона "О водоснабжении", что привело к необоснованному прекращению водоснабжения 06.02.2013 г., неисполнение предписанных статьей 21 Закона "О водоснабжении" действий по уведомлению о возникновении причин для прекращения водоснабжения, являются действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, то есть нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 23 Закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона "О естественных монополиях", органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона "О естественных монополиях".
В соответствии с п. 4.4 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 г. № 30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.40, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 г. № 447 Комиссия,

решила:

1. Признать ООО "З" субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
2. Признать ООО "З" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, выразившихся в прекращении производства товара, прямо непредусмотренного федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, результатом которых является ущемление интересов жителей домов, расположенных в с. Первомайский, ООО "Ч", ООО "Р".
3. Признать ООО "З" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов жителей домов, расположенных в с. Первомайский, ООО "Ч", ООО "Р".
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "З" и виновного должностного лица.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии


------------------------------------------------------------------