Распоряжение Правительства УР от 13.05.2013 N 289-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. № 289-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

В целях совершенствования организации государственной гражданской службы Удмуртской Республики, повышения ее эффективности и результативности, в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы".
2. Определить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы".
3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы" и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики до 10 июня 2013 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 13 мая 2013 г. № 289-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям
и приоритетным задачам социально-экономического
развития Удмуртской Республики

Концепция республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы" (далее - Концепция) разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики и определяет общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи развития государственной гражданской службы Удмуртской Республики.
Необходимость разработки Концепции обусловлена состоянием государственной гражданской службы Удмуртской Республики в настоящее время, а также необходимостью качественного обновления государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, в том числе через механизм ротации.
Приоритетом развития государственной гражданской службы Удмуртской Республики (далее - гражданская служба) является создание эффективного кадрового состава, способного осуществлять обеспечение исполнения полномочий государственных органов Удмуртской Республики (далее - государственные органы) на высоком профессиональном уровне.
Организационной основой реализации мероприятий по развитию государственной гражданской службы Удмуртской Республики должна стать республиканская целевая программа "Развитие государственной гражданской службы Удмуртской Республики на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа).
Последовательная реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности и результативности кадровой политики в сфере гражданской службы, совершенствованию системы государственного управления, а в конечном счете решению стратегических целей, сформулированных в Законе Удмуртской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года".

II. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом

Современные условия развития общественных отношений обуславливают необходимость применения инновационных подходов в системе управления и организации функционирования гражданской службы, эффективность которой зависит от компетентности ее кадрового состава.
В настоящее время перед государственными органами стоят задачи по совершенствованию гражданской службы, а также формированию и развитию кадрового потенциала гражданской службы. Государственные органы должны обладать квалифицированными кадрами, способными творчески решать сложные задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики на современном этапе.
С 2004 года в Удмуртской Республике осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых, методологических основ гражданской службы, формирование профессионального состава государственных гражданских служащих Удмуртской Республики (далее - гражданские служащие).
В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в Удмуртской Республике сформирована необходимая нормативная правовая база по вопросам организации и прохождения гражданской службы. За этот период принято 126 нормативных правовых актов Удмуртской Республики, в соответствии с которыми урегулированы основные вопросы гражданской службы, отнесенные федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю на официальных сайтах Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, государственных органов размещается актуальная информация о поступлении на гражданскую службу и ее прохождении, о мероприятиях по профилактике коррупционных и иных правонарушений на гражданской службе.
Осуществляется мониторинг реализации законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики о гражданской службе в государственных органах.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие государственной гражданской службы на 2009 - 2013 годы" сложилась достаточно эффективная система подбора кадров, включающая в себя, прежде всего, применение современных технологий поиска кандидатов на вакантные должности, в том числе проведение конкурсных процедур и работу с кадровым резервом.
В результате проведенной работы к концу 2012 года более 53% от общего числа гражданских служащих составляли лица в возрасте от 30 до 50 лет (в 2009 г. эта цифра составила 49,9%). Возраст 23,5% гражданских служащих составлял менее 30 лет (в 2009 г. - 22,1%). Высшее образование имели 97% гражданских служащих (в 2009 г. - 95,3%), около 15% гражданских служащих имеют 2 высших образования, свыше 50 человек имели ученые степени кандидатов и докторов наук. Более половины гражданских служащих имеют стаж государственной гражданской службы свыше 10 лет.
За 2012 год проведено 210 конкурсов (в 2009 г. - 134). Количество назначений на должности государственной гражданской службы по результатам конкурсов составило 53% (в 2009 г. - 29,1%) от общего числа кадровых назначений. Сократилась текучесть кадров с 14,5% в 2009 году до 8% в 2012 году.
Проводится постоянная работа по присвоению классных чинов гражданской службы и проведению аттестации гражданских служащих. Приняты необходимые нормативные правовые акты с учетом изменений федерального законодательства. В 2012 году классные чины гражданской службы Удмуртской Республики были присвоены 816 гражданским служащим, прошли аттестацию 389 гражданских служащих.
В целях обеспечения непрерывности и преемственности государственного управления, его совершенствования на основе качественного отбора, эффективной подготовки кадров, способных компетентно и эффективно реализовывать задачи и функции государственных органов, ведется работа по формированию и эффективному использованию кадрового резерва. В Удмуртской Республике сформирован кадровый резерв на государственной гражданской службе, который является сводным кадровым резервом государственных органов Удмуртской Республики. В 2012 году в кадровый резерв было включено 455 человек (в 2009 г. - 395 человек), назначено из кадрового резерва 154 человека, это 28% от общего числа принятых (в 2009 г. - 22,8%).
В целях повышения престижности гражданской службы, а также выявления и распространения передового опыта в области государственного управления начиная с 2011 года проводится конкурс "Лучший государственный гражданский служащий Удмуртской Республики".
Для обеспечения необходимого уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих осуществляется реализация различных видов обучения, включая профессиональную переподготовку и повышение квалификации, проведение конференций, семинаров. В 2012 году прошли обучение 534 гражданских служащих, что составило 23,8% от общего числа гражданских служащих. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих ведется в рамках государственного заказа на основе договоров государственных органов с образовательными учреждениями.
Опыт реализации вышеуказанных мероприятий выявил следующие негативные тенденции:
- недостаточно реализуются механизмы стимулирования гражданских служащих к исполнению обязанностей гражданской службы на высоком профессиональном уровне, что снижает мотивацию гражданских служащих;
- качество дополнительного профессионального обучения гражданских служащих не в полной мере соответствует потребностям развития гражданской службы, задачам по противодействию коррупции в государственных органах. Программы дополнительного профессионального образования слабо увязаны с практической деятельностью гражданских служащих;
- недостаточно используются научно обоснованные методы для оценки профессиональных и деловых качеств деятельности гражданских служащих, их личностных характеристик;
- недостаточно отработаны механизмы профилактики коррупционных и иных правонарушений на гражданской службе; деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов нуждается в совершенствовании;
- недостаточно действенная система управления гражданской службой;
- проведение экспериментов, разработка должностных регламентов, применение новых кадровых технологий на государственной службе не имеют системного характера.
Необходимость использования программно-целевого метода при решении вопросов развития гражданской службы обусловлена его высокой эффективностью, возможностью сбалансированного и последовательного выполнения мероприятий по устойчивому развитию гражданской службы, повышению ее престижа, проведению мониторинга состояния гражданской службы, а также внедрения на государственной гражданской службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий.
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения

Неприменение программно-целевого метода для развития гражданской службы и отсутствие системы управления гражданской службой не позволят обеспечить:
- координацию деятельности государственных органов по вопросам поступления на гражданскую службу, ее прохождения;
- совершенствование взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества;
- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Анализ развития гражданской службы в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основной системной проблемы:
Первый вариант. Программно-целевой метод. Основным преимуществом данного варианта является системность, упорядоченность, единство организационных, правовых и методических подходов, а также возможность управления, координации и анализа результативности всей совокупности работ по управлению гражданской службой. Основные риски данного варианта связаны с необходимостью рационального распределения ресурсов (финансовых, людских, организационных), с проведением мониторинга реализации мероприятий Программы и объективной оценки его результатов для дальнейшего повышения эффективности управления гражданской службой.
Второй вариант. Возможность принятия и исполнения отдельных правовых актов по реализации законодательства о гражданской службе и самостоятельная реализация государственными органами полномочий в сфере гражданской службы. Это может привести к утере целостности и системности в развитии гражданской службы, к отсутствию четкой межведомственной координации и управления. Основными рисками данного варианта могут быть невыполнение отдельными государственными органами поставленных задач или выполнение их не в полном объеме, а также неэффективное использование ресурсов.
Общим риском двух вариантов является риск сокращения бюджетного финансирования в процессе реализации Программы, что не позволит разработать и внедрить эффективные технологии и современные методы кадровой работы, направленные на повышение профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Программа носит среднесрочный характер и реализуется в 2014 - 2018 годах. В рамках реализации мероприятий Программы предстоит:
с учетом правоприменительной практики усовершенствовать законодательство Удмуртской Республики в сфере гражданской службы;
завершить формирование механизма обеспечения государственных гарантий для гражданских служащих;
создать правовые и организационные основы единой системы управления гражданской службой;
провести разработку и обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих (в том числе ротацию на гражданской службе, институт наставничества на гражданской службе, оценку деятельности государственных гражданских служащих);
усовершенствование механизмов противодействия коррупции на гражданской службе;
осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа гражданской службы.

VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам

Успешность развития гражданской службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию гражданской службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления.
Современная гражданская служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
Цель Программы - создание единой системы управления гражданской службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
1) совершенствование нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам гражданской службы;
2) создание единой системы управления гражданской службой. Система управления гражданской службой необходима для обеспечения единых подходов к организации гражданской службы, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на гражданскую службу, ее прохождения, а также профессионального развития гражданских служащих;
3) развитие антикоррупционных механизмов, системы выявления и разрешения конфликта интересов на гражданской службе;
4) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности (в том числе ротацию на гражданской службе, институт наставничества на гражданской службе, оценку деятельности государственных гражданских служащих);
5) повышение ответственности гражданских служащих за результаты своей деятельности на основе оценки эффективности и результативности, совершенствования методов стимулирования и мотивации труда гражданских служащих, выработки механизма предупреждения конфликта интересов на гражданской службе;
6) развитие системы подготовки кадров для гражданской службы и дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
7) совершенствование системы государственных гарантий на гражданской службе;
8) внедрение современных механизмов стимулирования, мотивации и оценки деятельности гражданских служащих;
9) повышение доверия граждан к гражданской службе, обеспечение открытости и прозрачности гражданской службы;
10) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.
В ходе реализации Программы будет обеспечиваться координация деятельности основных исполнителей, осуществляться контроль за ходом реализации мероприятий.
Оценка степени достижения поставленных целей и задач будет производиться на основе целевых индикаторов и показателей Программы. Мониторинг целевых показателей и индикаторов будет осуществляться ежеквартально. Базовыми значениями показателей определяются показатели 2013 года.

Целевые индикаторы и показатели программы


Показатели Значение показателя Значение показателя
в начале реализации в конце реализации
Программы (2014 год) Программы (2018 год)

Индекс доверия граждан не менее 105% не менее 125%
к гражданским служащим от базового значения от базового значения

Доля гражданских служащих, не менее 99,8% 100% гражданских
должностные регламенты которых гражданских служащих служащих
содержат показатели
результативности

Доля вакантных должностей не менее 105% не менее 125%
государственной гражданской от базового значения от базового значения
службы, замещаемых на основе
назначения из кадрового резерва

Доля вакантных должностей не менее 105% не менее 115%
государственной службы, от базового значения от базового значения
замещаемых на основе конкурса

Доля специалистов в возрасте не менее 105% не менее 115%
до 30 лет, имеющих стаж от базового значения от базового значения
государственной службы более
3 лет, от общего количества
гражданских служащих до 30 лет

Количество граждан, поступивших не менее 1 человека не менее 5 человек
на государственную гражданскую
службу на основе договора
на обучение с обязательством
последующего прохождения
государственной гражданской
службы

Число реализованных не менее 117% не менее 200%
инновационных образовательных от базового значения от базового значения
программ в области
государственной гражданской
службы

Число гражданских служащих, не менее 120% не менее 200%
принявших участие от базового значения от базового значения
в инновационных программах
обучения (в том числе
гражданских служащих,
принимающих участие
в предоставлении
государственных услуг
и гражданских служащих,
в должностные обязанности
которых входит участие
в противодействии коррупции)

Число гражданских служащих, не менее 130% не менее 220%
прошедших обучение от базового значения от базового значения

Количество органов 0 37
государственной власти,
использующих модуль
для проведения дистанционных
экзаменов в ходе конкурсного
отбора на замещение вакантных
должностей государственной
гражданской службы Удмуртской
Республики и на включение
в кадровый резерв
государственных органов

Количество гражданских 20 50
служащих, принявших участие
в Республиканском конкурсе
"Лучший государственный
гражданский служащий Удмуртской
Республики"


VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Предложения по объемам, источникам и направлениям финансирования Программы представлены в таблице.


Источник финансирования ВСЕГО 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Бюджет УР, в том числе: 23731,8 4993,5 4558,5 4527,4 4689 4963,4

Организация 17756,8 3168,5 3358,5 3527,4 3739,0 3963,4
и совершенствование
системы обучения
гражданских служащих

Иные мероприятия 5975 1825 1200 1000 950 1000


VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы

Разработка и реализация Программы в соответствии с предлагаемой Концепцией позволит обеспечить последовательность и системность развития гражданской службы. В результате будут обеспечены:
создание правовой и методической базы по вопросам гражданской службы;
разработка организационной модели и правовых основ единой системы управления гражданской службой;
совершенствование порядка замещения вакантных должностей гражданской службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к гражданской службе;
создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, дифференцированных по замещаемым должностям и направлениям деятельности государственных органов;
разработка и внедрение в государственных органах современных механизмов мотивации и стимулирования результативности и качества труда гражданских служащих;
реализация установленных законодательством дополнительных государственных гарантий и прав гражданских служащих;
создание необходимых условий для профессионального развития гражданских служащих;
совершенствование антикоррупционных мер на гражданской службе (в том числе ротация гражданских служащих);
актуализация содержания программ системы непрерывного обучения гражданских служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения;
повышение эффективности работы кадровых служб государственных органов за счет применения современных информационных технологий и систем;
открытость, гласность гражданской службы, ее доступность и контроль со стороны институтов гражданского общества.

IX. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям
мероприятий Программы

В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается утвердить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Исполнителями мероприятий Программы будут:
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;
Министерство труда Удмуртской Республики;
другие государственные органы Удмуртской Республики;
образовательное учреждение, победитель конкурсного отбора.
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы могут привлекаться исполнители на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством.

X. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, предусмотренных Программой, предлагаются:
профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих;
разработка эффективных, научно обоснованных кадровых технологий для применения в государственных органах;
создание модуля для проведения дистанционных экзаменов в ходе конкурсного отбора на замещение вакантных должностей гражданской службы и на включение в кадровый резерв государственных органов;
проведение мониторинга общественного мнения об эффективности гражданской службы;
повышение престижности гражданской службы (проведение конкурса "Лучший гражданский служащий Удмуртской Республики", информирование населения о деятельности государственных органов Удмуртской Республики).

XI. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Разработка основных мероприятий Программы будет осуществляться Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики. К разработке соответствующих разделов Программы будут привлечены Министерство труда Удмуртской Республики, государственные органы Удмуртской Республики, образовательное учреждение, победитель конкурсного отбора.
При формировании плана мероприятий Программы будет использован опыт реализации мероприятий программ развития государственной гражданской службы в других субъектах Российской Федерации.

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

Формы и методы организации управления Программой будут определяться государственным заказчиком Программы.
Оперативное управление и организация контроля за исполнением мероприятий Программы возлагается на государственного заказчика Программы. Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики. Контроль за реализацией Программы возлагается на государственного заказчика Программы.


------------------------------------------------------------------