Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 15.05.2013 <О признании частично недействующим постановления Правительства УР от 14.12.2009 N 360 "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2013 года

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А.,
при секретаре З.Н.З.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
представителей Правительства Удмуртской Республики Л.П.Н. и К.Н.В., представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики С.О.Н., представителя Государственного совета Удмуртской Республики Ф.Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Удмуртской Республики о признании противоречащими закону и недействующими отдельных норм постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 360 "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" и утвержденного им Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики,

установил:

Правительством Удмуртской Республики 14 декабря 2009 года за № 360 принято постановление "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики".
Пунктом 1.1 постановления определено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее по тексту ? Министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Одной из задач Министерства, согласно подпункту 4 пункта 9 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики является осуществление регионального государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
В соответствии с подпунктами 05.6.1.6 и 05.6.1.7 пункта 12 настоящего Положения на Министерство возложены функции по осуществлению регионального государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, а также возложены функции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года № 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" в рамках осуществления регионального государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Прокурор Удмуртской Республики (далее по тексту - прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими указанных норм постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 360 "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" и утвержденного Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
В обоснование своих требований указал на то, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 статьи 3 и подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которых указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Правительство Удмуртской Республики не вправе устанавливать каких-либо других объектов, на которые распространяются меры регионального государственного контроля, кроме как в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. По этому же основанию прокурор считает, что оспариваемые положения также противоречат пункту 24 части 1 статьи 12, пунктам 1 и 3 части 2 статьи 5, пунктам 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280, пункту 5.2 и подпункту 5.4.1 пункта 5.4 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, в соответствии с которыми вопросами лицензирования и деятельностью по осуществления контроля занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. На основании изложенного, прокурор полагает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять полномочия по региональному государственному контролю в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и международных маршрутах межмуниципального сообщения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Демидов Д.С, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить их в полном объеме. В дополнениях пояснил, что Удмуртская Республика, как субъект Российской Федерации, исходя из необходимости исполнения социальных функций, организует транспортное сообщение, прежде всего, отдаленных районов, то есть, в местности, где частным перевозчикам осуществлять предпринимательскую деятельность невыгодно. С этой целью уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики определяет перечень таких маршрутов, после чего объявляет конкурс для перевозчиков, проводимый в соответствии с Порядком проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2011 года № 401. По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор, который носит гражданско-правовой характер. В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений и свободы договора. В рамках гражданско-правовых отношений между сторонами невозможно осуществление государственного контроля (надзора), поскольку при осуществлении такового о равенстве сторон нет никакой речи. Федеральный законодатель четко определил перечень объектов регионального государственного контроля, а именно, перевозка пассажиров и багажа легковым такси. В области же автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта контроль осуществляется, в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 236, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять полномочия по региональному государственному контролю в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Н.В.К. с требованиями прокурора не согласилась и просила отказать в удовлетворении заявления. В объяснениях указала, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся только вопросы функционирования федерального транспорта и путей сообщения, организация же транспортного обслуживания населения в пригородном, межмуниципальном сообщении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Удмуртской Республикой 15 октября 2008 года принят Закон Удмуртской Республики № 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике". В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Закона последний регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике. Согласно ст. 5 данного Закона УР организация транспортного обслуживания населения включает, в том числе и контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок. Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" региональный государственный контроль (надзор) определяется как деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. С доводами прокурора о том, что оспариваемые нормы постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 360 противоречат положениям Федерального закона № 184-ФЗ и Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как данные законы содержат указание на осуществление органами государственной власти субъектов РФ регионального государственного контроля только в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, согласиться нельзя в силу того, что предметом правового регулирования данных федеральных законов являются отношения по образованию, деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации порядка взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, а не правоотношения в сфере установления видов регионального государственного контроля либо перечня объектов регионального государственного контроля. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Аналогичные положения содержатся и в ст. 22 Конституции Удмуртской Республики. Соответственно субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам организации транспортного обслуживания населения, в том числе вправе осуществлять и контрольные функции, даже в случае отсутствия на федеральном уровне законодательных актов, регулирующих вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Исходя из смысла постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", пункта 5 Положения, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18, частей 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, в целях осуществления Ространснадзором своих полномочий в области лицензирования, является проверка соблюдения соискателем лицензии или лицензиата исключительно лицензионных требований. В силу действующего федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам организации транспортного обслуживания населения, а следовательно, вправе и осуществлять контроль за соблюдением принятых в пределах его компетенции норм. Предметом регионального государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике, осуществляемого уполномоченным органом - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, является контроль за соблюдением юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки, требований и норм, которые не относятся к лицензионным требованиям. В полномочия Ространснадзора не входит осуществление контрольной деятельности в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Л.П.Н. с доводами прокурора не согласился. В объяснениях пояснил, что прокурор не правильно определяет понятия лицензионного и регионального государственного контроля. Имеется судебная практика Верховного Суда РФ, где суд неоднократно указывал, что органы власти субъектов РФ, в рамках представленных им полномочий вправе осуществлять региональный государственный контроль, в том числе и контроль за организаций транспортного обслуживания населения в субъектах РФ. Организация включает в себя, в том числе и контроль. Прямого запрета на уровне Федерального законодательства в этой части нет. Статьи 73 и 76 Конституции РФ позволяют органам власти субъектов принимать законы, по вопросам прямо не урегулированным Федеральным законодательством.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (Минтранс УР) Сергеев О.Н. с доводами прокурора не согласился. В объяснениях пояснил, что поддерживает доводы представителей Правительства Удмуртской Республики. Кроме того, указал, что Минтранс УР не дублирует полномочия органа федерального транспортного надзора, а осуществляет контроль и надзор лишь в той сфере, в которой предоставлено право Законом Удмуртской Республики "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортном на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике".
Представитель Государственного Совета Удмуртской Республики Филиппов Е.Б. пояснил, что с требованиями прокурора он не согласен и считает, что они не подлежат удовлетворению. Отметил, что порядок организации и осуществления контроля в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения не предусмотрен каким-либо федеральным нормативным правовым актом, а на территории Удмуртской Республики указанный порядок установлен лишь Законом УР от 15 октября 2008 года № 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортном на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике". Осуществление регионального государственного контроля, указанного в оспариваемых в настоящем деле положениях постановления Правительства Удмуртской Республики, в рамках контроля в сфере организации транспортного обслуживания населения, предусмотренного Законом УР, является, по мнению Государственного Совета Удмуртской Республики, правомерным.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
На основании статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года № 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики обязательны к исполнению в Удмуртской Республике.
Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики подписываются Президентом Удмуртской Республики либо по его поручению Председателем Правительства Удмуртской Республики.
Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне" и Собрании законодательства Удмуртской Республики.
Акты Правительства Удмуртской Республики могут быть обжалованы в суд.
Правительством Удмуртской Республики 14 декабря 2009 года (в ред. постановлений Правительства УР от 23.04.2012 № 176 от 06.11.2012 № 499) за № 360 принято постановление "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" и утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Названное постановление и текст Положения были официально опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" 09 марта 2010 года № 28.
Проверяя, на предмет соответствия Федеральному законодательству, содержание постановления и Положения о Министерстве, суд приходит к следующим выводам.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Основные вопросы организации и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установление перечня их полномочий и компетенции регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 этого Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 34-ФЗ).
То есть, указанной выше нормой прямо предусмотрено, что власти субъекта Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа лишь легковым такси.
Аналогичные положения, относительно наделения органов власти субъекта Российской Федерации функциями по государственному контролю в сфере перевозок пассажиров и багажа лишь легковым такси изложены в статье 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Понятие государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора) дано в статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно:
государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Составляя предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1005 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2 (в редакции Приказа Минтранса России от 18 июля 2000 г. № 75), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 (в ред. постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 757), приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.
Так, из положений статей 1, 2, 3, 3.1, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы, а также при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а не актами субъекта Российской Федерации. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 6 часть 3) наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочиями лишь по принятию решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлению мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участию в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В то же время, согласно части 1 статьи 6 данного Федерального закона, полномочия по организации и осуществления государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Пункт 1.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 устанавливает, что контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляется органами: Государственной автомобильной инспекции (в настоящее время Государственной инспекцией безопасности дорожного движения в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 866 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения"), Российской транспортной инспекции (в настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в связи с изданием постановления Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций") и другими органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства и других нормативных документов в части, относящейся к относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Федеральным законом № 99-ФЗ установлены лицензируемые виды деятельности.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется но заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280, в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (подпункт "а");
- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении (подпункт "б").
Указанный вид деятельности, в силу утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 957 Перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280, лицензируется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Согласно п. 1 раздела 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к полномочиям лицензирующих органов относит:
- осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
- утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.
Соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является лицензионным условием и требованием.
В рамках лицензионного контроля, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 99-ФЗ, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
- выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых положений в их системной взаимосвязи, следует сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, а соответственно соблюдения участниками дорожного движения, в том числе и лицами осуществляющими перевозку пассажиров автомобильным транспортом, требований законодательства, только в тех пределах, которые определены федеральным законодательством, при этом Федеральным законодательством полномочия на осуществление государственного контроля в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом органам исполнительной власти субъектов РФ не делегированы.
Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять полномочия по региональному государственному контролю в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения.
Исходя из положений статей 56 и 249 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт не доказано, что в оспариваемой прокурором части, принятый нормативный правовой акт соответствует Федеральному закону.
Таким образом, суд находит требования прокурора о признании оспариваемых положений постановления и Положения о Министерстве противоречащими Федеральному законодательству, обоснованными и основанными на законе.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Удмуртской Республики удовлетворить.
Признать противоречащими пункту 1 статьи 3 и подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 24 части 1 статьи 12, пунктам 1 и 3 части 2 статьи 5, пунктам 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280, пункту 5.2 и подпункту 5.4.1 пункта 5.4 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, и недействующим с момента принятия пункт 1.1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 360 (в ред. постановлений Правительства УР от 23.04.2012 № 176, от 06.11.2012 № 499) "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики", а также подпункт 4 пункта 9, подпункты 05.6.1.6 и 05.6.1.7 пункта 12 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2009 года № 360.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционные жалобы и апелляционное представление прокурора подаются через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 17 мая 2013 года.

Судья
В.А.СОЛОВЬЕВ


------------------------------------------------------------------