Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.05.2013 по делу N А71-1699/2013 <О признании частично недействующим подпункта 10 пункта 1 постановления Правительства УР 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу № А71-1699/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2013 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судей Е.А. Бушуевой, Л.Ю. Глухова, под председательством судьи Т.С. Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Умаровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Комплекс", г. Ижевск
к Правительству Удмуртской Республики, г. Ижевск
при участии в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск
2) Администрации муниципального образования "Город Ижевск"
с участием прокурора Удмуртской Республики
о признании постановления недействующим в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мельников А.В., директор, Жещук С.Ю., по доверенности от 04.12.2012,
от Правительства УР: Ким С.В., по доверенности от 11.01.2013,
от третьих лиц: 1) Шишов П.И., по доверенности от 17.12.2012,
2) не явился, уведомлен;
от прокурора УР: Русских И.Ю., удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс" (далее по тексту - ООО "Комплекс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании несоответствующим статье 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, и недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части пункта 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подпункта 10 в разделе "Город Ижевск" в пункте 8265 приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" и в части п. 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении (т. 1 л.д. 5 - 9), в пояснениях (т. 1 л.д. 116 - 120), указав следующее. ООО "Комплекс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 площадью 24150 кв. м с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, 4. Ссылаясь на постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска направило в адрес ООО "Комплекс" уведомление о перерасчете арендной платы с 4 квартала 2009 года по новой кадастровой стоимости 27856542,00 руб. Из ответов Управления Росреестра по УР на обращения ООО "Комплекс", Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска (далее - УЗРиЗ) следует, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 211 от 21.05.2012 послужил новый отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.07.2007 с учетом изменений на 12.07.2010, выполненный Пермским филиалам ФГУП "ФКЦ "Земля" в 2010 году, протоколы выявления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости по отдельным участкам не принимались. Заявитель считает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 произошло в результате переоценки кадастровой стоимости земельных участков с применением новой методики (модели) расчета с использованием нового фактора - "расстояние от объекта до центра населенного пункта" и "численность населения в населенных пунктах". На основании п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 вынесено без соблюдения установленной законодательством процедуры. Пункт 4 оспариваемого постановления противоречит ст. 4 ГК РФ, поскольку нормативные правовые акты, принятые после заключения договора не могут иметь обратной силы к условиям договора (постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П, определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О, от 15.04.2008 № 262-О-О).
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ), данный спор подведомственен арбитражному суду.
Правительство Удмуртской Республики с заявленными требованиями не согласилось, по основаниям, изложенным в возражениях на заявление, указав следующее. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 в размере 14458846 руб. 50 коп. была утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были внесены в Правительство Удмуртской Республики Управлением Росреестра по Удмуртской Республике в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с отчетом определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", который осуществлял выполнение работ по ГКОЗНП на основании государственного контракта № 2 от 15.08.2007. В 2009 году Администрация г. Глазова в связи с обращениями организаций и граждан обратилась в Управление Росреестра по УР с заявлением об обосновании ГКОЗНП, по которым, в частности удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок и расположенных на окраине г. Глазова в 7 раз больше удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в центральной части города. Исполнитель работ (Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля") сообщил о готовности пересмотреть статистическую модель расчета кадастровой стоимости. Сопроводительным письмом от 26.07.2010 № 01-1012/712 Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" предоставил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007 с учетом изменений на 12.07.2010. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211. Постановления Правительства УР № 275 от 24.11.2008, № 211 от 21.05.2012 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте Правительства УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам (собственникам, правообладателям объектов недвижимости). Принятие оспариваемого постановления осуществлено в рамках полномочий Правительства УР и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Правительство УР не утверждало новую кадастровую стоимость земельных участков, а в пределах установленной компетенции внесло изменения в ранее принятый собственный акт, что не является исправлением кадастровой ошибки, а является основанием для ее исправления уполномоченным на то органом кадастрового учета.
Указание в оспариваемом постановлении на то, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, не противоречит требованиям законодательства РФ. Постановление Правительства УР № 211 от 21.05.2012 не является актом гражданского законодательства, имеет исключительную цель исправления ошибок, допущенных при расчетах первоначальной кадастровой стоимости определенных земельных участков, утвержденных постановлением Правительства УР № 275 от 24.11.2008. Правомерность позиции Правительства УР подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 17475/11, от 28.06.2011 № 913/11.
Управление Росреестра по Удмуртской Республике против удовлетворения требований возражало, представило пояснения на заявление, дополнительные пояснения. Доводы Управления Росреестра по УР аналогичны доводам, приведенным Правительством Удмуртской Республики. Кроме того указало, что заявителем не представлено доказательств неверной квалификации ошибки, изложенной в пояснительной записке к проекту постановления № 211.
Заявленные требования общества не соответствуют способу защиты нарушенных прав, поскольку заявитель не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11).
Земельный участок с кадастровым номером 18:26:020037:0003 отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для проектирования и осуществления строительства открытой охраняемой автостоянки временного хранения автотранспорта вдоль ул. 40 лет Победы.
Методической и программой основой для расчета кадастровой стоимости названного участка послужили: Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152.
Ход проведенных работ и обоснование принятых решений изложено на стр. 76 - 92 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2007, выполненного Пермским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля". Протоколом № 10 от 04.07.2007 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и согласованию результатов работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики и протоколом № 11 от 01.11.2007 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению обязательных факторов стоимости в разрезе видов разрешенного использования по ГКОЗНП на территории Удмуртской Республики согласован перечень обязательных факторов стоимости в разрезе видов разрешенного использования. В отношении 3 группы указано 19 факторов стоимости земельных участков. В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности" у Управления Росреестра по УР отсутствовали основания не доверять выводам профессионального оценщика и ставить под сомнение достоверность полученных им результатов кадастровой стоимости в результате перерасчета.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований была привлечена Администрация муниципального образования "Город Ижевск". В судебное заседание представители Администрации г. Ижевска не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, каких-либо пояснений по заявленным требованиям не представили.
Представитель Прокуратуры Удмуртской Республики полагает, что требования подлежат удовлетворению, в связи с нарушением процедуры принятия оспариваемого постановления.
Дело на основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя Администрации города Ижевска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Определением от 18.04.2013 отложено судебное разбирательство по настоящему делу на 16.05.2013.
После отложения судебного разбирательства определением суда на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Калинина Е.В. в отпуске произведена замена судьи Калинина Е.В. на судью Глухова Л.Ю., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению 1. Под пунктом 8265 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:020037:0003, кадастровая стоимость которого составляет 14458846 руб. 50 коп.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 № RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 № 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" (далее - постановление № 211) в постановление № 275 внесены изменения, в том числе: в разделе "Город Ижевск" в пункте 8265 цифры "14458846 руб. 50 коп." (кадастровая стоимость земельного участка 18:26:020037:0003) заменены цифрами "27856542 руб. 00 коп. ". Кроме того, постановлением № 211 удельный показатель кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № 18:26:020037, в пункте 449, столбце 5 раздела "Город Ижевск" "598, 71" не изменен.
Пунктом 4 постановления № 211 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 № 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 № RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 № 41.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 площадью 24150 кв. м вдоль улицы 40 лет Победы в Индустриальном районе в 117 м западнее жилого дома № 4 по ул. Т. Барамзиной на основании заключенного договора аренды земельного участка № 4049. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.01.2013 по делу № А71-13908/2012 в удовлетворении иска Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства о взыскании с ООО "Комплекс" долга по договору аренды земельного участка (части земельного участка) № 4094 от 26.10.2006 в размере 583231 руб. 98 коп. было отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 решение Арбитражного суда УР от 30.01.2013 по делу № А71-13908/2012 оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.03.2013 производство по гражданскому делу по заявлению ООО "Комплекс" о признании недействующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" было прекращено.
Считая, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, ООО "Комплекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим с момента принятия в части пункта 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подпункта 10 в разделе "Город Ижевск" в пункте 8265 приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", в части п. 4.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ), арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в редакции Федерального закона № 317-ФЗ от 30.12.2012).
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, потому суд считает, что данный спор подведомственен арбитражному суду.
Судом учтено наличие определения Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.03.2013 о прекращении производства по гражданскому делу по заявлению ООО "Комплекс" (т. 1 л.д. 121).
Частью 1 ст. 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно частям 5, 6 ст. 194 АПК РФ, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято полномочным органом.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых был составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24.11.2008 № 275, которое было предметом судебного рассмотрения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации № 43-Г09-19 от 18.11.2009, в удовлетворении заявления ОАО "Ижмебель" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части было отказано.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21.05.2012 № 211 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон № 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениям представителей участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01.01.2007, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления (т. 1 л.д. 89 - 91). Пересчитанная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 составила 27856542 руб.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмами Управления Росреестра по УР от 03.10.2012 (т. 1 л.д. 40 - 42), от 21.01.2013 (т. 1 л.д. 43 - 45) и представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР не оспаривается. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствует дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В нарушение ч. 6 ст. 194 АПК РФ Правительством УР не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003, утвержденной постановлением Правительства УР от 24.11.2008 № 275 в размере 14458846,5 руб., была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Суд считает, что оспариваемое постановление Правительства УР от 21.05.2012 № 211 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, расходы на его содержание увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Доводы представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о ненадлежащем способе защиты прав заявителя со ссылками на постановления Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 17475/11, от 28.06.2011 № 913/11, судом отклоняются, поскольку в указанных судебных актах давалась оценка иным обстоятельствам.
На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в связи с чем является недействующим в части пункта 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подпункта 10 в разделе "Город Ижевск" в пункте 8265 приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Требования ООО "Комплекс" подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя о признании оспариваемого постановления Правительства УР недействующим с момента его принятия подлежат отклонению в силу п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" удовлетворить.
Признать постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 № 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствующим Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, и не действующим с момента принятия в части пункта 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подпункта 10 в разделе "Город Ижевск" в пункте 8265 приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вступления в законную силу в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья
Т.С.КОКОВИХИНА

Судьи
Е.А.БУШУЕВА
Л.Ю.ГЛУХОВ


------------------------------------------------------------------