Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 21.05.2013 по делу N 3-25/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 29.02.2008 N 1-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики">



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу № 3-25/2013

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре С.А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Д.В. о признании недействующей статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) "О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики",

установил:

К.Д.В. (далее по тексту - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) "О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики".
Заявленное требование мотивировал тем, что является депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики (далее по тексту - Госсовет УР). Заявитель считает, что оспариваемая правовая норма, устанавливающая порядок предоставления депутатом Госсовета УР сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, противоречит федеральному законодательству, которое, по мнению заявителя, регламентирует порядок предоставления вышеназванных сведений исключительно в отношении лиц, замещающих государственные должности, к которым заявитель как депутат, осуществляющий полномочия не на постоянной профессиональной основе, себя не относит (л.д. 3 - 6).
Заявитель К.Д.В. был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Л.М.А. (л.д. 37). В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя К.Д.В. - Л.М.А. (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года - л.д. 8) в судебном заседании поддержала требования, заявленные ее доверителем, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить (л.д. 39 - 43).
Представитель органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - начальник отдела Правового управления Аппарата Госсовета УР Ф.Е.Б. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 38), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что статья 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ), полностью соответствует действующему федеральному законодательству; данный Закон УР принят уполномоченным на то органом в установленном законом порядке (л.д. 48 - 50).
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
26 февраля 2008 года Государственным Советом УР принят и 29 февраля 2008 года подписан Президентом УР Закон УР № 1-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики" (далее по тексту - Закон УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ), который был опубликован в издании "Собрание законодательства Удмуртской Республики", 07 апреля 2008 года, № 17, а также в газете "Известия Удмуртской Республики" от 18 апреля 2008 года, № 50.
Статьей 1 Закона УР от 14 марта 2013 года № 12-РЗ "О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики" внесены изменения в статью 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ "Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Государственного Совета и членов его семьи", согласно которой:
Депутат Государственного Совета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Удмуртской Республики:
1) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Данные обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
Требования К.Д.В. не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому проверяет законность и обоснованность оспариваемого нормативного правового акта, а также законность процедуры его принятия.
Оспариваемая заявителем статья 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции Закона УР от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) принята Государственным Советом УР, который, в силу ст. 31 Конституции Удмуртской Республики, является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики, а также постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Удмуртской Республики.
К полномочиям Госсовета УР относится законодательное регулирование по предметам ведения Удмуртской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики в пределах полномочий Удмуртской Республики (п.п. 4 п. 1 ст. 14 Закона УР от 05 декабря 2007 года № 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики", далее по тексту - Закон УР "О Госсовете УР").
В процессе осуществления своих полномочий Госсовет УР принимает законы Удмуртской Республики (п. 2 ст. 14 Закона УР "О Госсовете УР").
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее по тексту - ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ).
Согласно преамбуле ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и данным Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд признает, что регулирование вопросов статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и осуществляется посредством принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации с учетом действующих федеральных нормативных правовых актов.
Суд установил, что Закон УР от 14 марта 2013 года № 12-РЗ, которым была изменена оспариваемая заявителем статья 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ, принят Госсоветом УР в соответствии с требованиями статей 16 - 18 Закона УР "О Госсовете УР".
Так, проект Закона УР от 14 марта 2013 года № 12-РЗ внесен постоянной комиссией Госсовета УР по национальной политике, общественной безопасности, Регламенту и организации работы Госсовета УР. Его рассмотрение и принятие, согласно протоколу и постановлению Госсовета УР от 26 февраля 2013 года № 89-V, состоялось 26 февраля 2013 года на третьей сессии Госсовета УР пятого созыва в двух чтениях. Данный Закон УР подписан Президентом УР, зарегистрирован и опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" № 29 от 19 марта 2013 года. Закон УР от 14 марта 2013 года № 12-РЗ вступил в законную силу, в силу п. 8 ст. 18 Закона УР "О Госсовете УР", через десять дней со дня его официального опубликования (л.д. 18 - 22, 24 - 37).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем Закон УР от 14 марта 2013 года в части внесения изменений в статью 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ принят уполномоченным органом государственной власти - Госсоветом УР при соблюдении установленного законом порядка принятия нормативного правового акта.
Согласно заявлению, рассматриваемому в рамках настоящего дела, заявитель просит признать недействующей статью 11 Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ), ссылаясь на ее противоречие пункту 3.1 статьи 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ) и ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ), которыми, по мнению заявителя, установлен порядок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера исключительно для лиц, замещающих государственные должности, к каковым заявитель себя не относит.
Согласно пояснительной записке, проект Закона УР "О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики", в том числе Закон УР "О статусе депутата Госсовета УР" подготовлен с целью реализации положений Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (л.д. 23).
Статьей 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, на которую ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. Согласно пункту 3.1 данной статьи депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Причем в данной правовой норме отсутствуют указания на то, что установленные в ней ограничения относятся исключительно к депутатам, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
В связи с чем, ссылка представителя заявителя в судебном заседании на п. 4 ст. 12.1 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, которой установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, отклоняется как безосновательная. Кроме того, данная правовая норма не исключает самостоятельное применение пункта 3.1 статьи 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, имеющей непосредственное отношение к заявленному спору.
Оспариваемой заявителем статьей 11 Закона УР (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) установлена обязанность депутата Госсовета УР представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга (супругу) и несовершеннолетних детей.
Исходя из сравнительного анализа вышеназванных правовых норм, суд констатирует, что абзац первый и пункт 1 оспариваемой статьи полностью соответствует содержанию пункта 3.1 статьи 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ (в редакции, изложенной в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"), что согласуется с требованиями ст. 3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ), настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.
Частью 2 той же статьи установлено, что контроль за расходами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с чем, суд признает, что федеральным законодательством установлена возможность контроля за расходами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, без разделения их на депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе и на осуществляющих полномочия без освобождения от основной работы. Причем применительно к заявленному спору, законом субъекта РФ, устанавливающим статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которым определяется порядок контроля за расходами, является Закон УР "О статусе депутата Государственного Совета УР", статья 11 которого оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Исходя из изложенного, принимая во внимание ч. 2 ст. 2 ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ, суд признает, что обязанность предоставления сведений, перечисленных в п. 1 ст. 3 ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ распространяется, в том числе и на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Сравнив оспариваемую правовую норму Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) с вышеназванными правовыми нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что пункт 2 статьи 11 Закона УР полностью соответствует содержанию пункта 1 статьи 3 ФЗ от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ, а также изменениям, внесенным в пункт 3.1 статьи 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ подпунктом "а" пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Ссылка представителя заявителя в судебном заседании на пояснительную записку к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", которым были внесены изменения в п. 3.1 ст. 12 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, отклоняется, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом. При этом суд констатирует, что в пункте 2 данной пояснительной записки указано, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, на членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ возлагаются обязанности, в том числе ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также те же сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, чему полностью соответствует оспариваемая правовая норма Закона УР от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) (л.д. 45).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем правовая норма принята уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим принципы публичности и открытости деятельности государственных органов (статья 3 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), не вводит каких-либо дополнительных ограничений прав депутата представительного органа государственной власти субъекта РФ - Госсовета УР, не возлагает на него какие-либо дополнительные обязанности по сравнению с установленными действующим федеральным законодательством, не создает препятствий в осуществлении его законной деятельности и по своему содержанию направлена на реализацию принципов публичности и открытости деятельности государственных органов.
Учитывая, что суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части лишь в том случае, если данный акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ), то доводы представителя заявителя о нарушении оспариваемой правовой нормой прав, свобод и законных интересов К.Д.В. отклоняются как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, заявленные К.Д.В. требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований К.Д.В. о признании недействующей статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 29 февраля 2008 года № 1-РЗ (в редакции от 14 марта 2013 года № 12-РЗ) "О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 мая 2013 года.

Председательствующий судья
Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.


------------------------------------------------------------------