Решение Удмуртского УФАС России от 11.06.2013 по делу N СЮ05-03/2013-48 "О нарушении антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением при предоставлении технических условий присоединения к инженерно-техническим сетям газоснабжения"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу № СЮ05-03/2013-48

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ВИДЕ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
СЕТЯМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Принято 06 июня 2013 г.
Изготовлено 11 июня 2013 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии "<...>" - заместитель руководителя, члены Комиссии: "<...>". - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, "<...>" - специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело № СЮ05-03/2013-48, о нарушении РОАО "У" ("<...>") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в присутствии на заседании Комиссии:
представителя ответчика - РОАО "У" - "<...>" (доверенность от 31.08.2012 г. № 12-09/161);
в отсутствие:
заявителя - "<...>", действующего по доверенности от имени "<...>", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № СЮ05-03/2013-48 (почтовое уведомление о вручении № 42600962134872);

установила:

В Удмуртское УФАС России (далее - Управление) 22.03.2012 г. поступило заявление "<...>", действующего по доверенности от имени "<...>", о нарушении РОАО "У" антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением при предоставлении технических условий присоединения к инженерно-техническим сетям газоснабжения.
Для подключения строящегося жилого дома к газовым сетям "<...>" обратилась в РОАО "У" с запросом о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение.
РОАО "У" представило "<...>" технические условия № 52-З от 04.03.2013 г., в которых определило точкой подключения подземный газопровод высокого давления вдоль проезжей части на с. Первомайский.
Кроме того, РОАО "У" направило в адрес "<...>" письмо от 11.03.2013 г. за № 01-19/452, где указано, что точка подключения определена к муниципальному газопроводу.
На улице Строителей в п. Первомайский Завьяловского района расположен поселковый распределительный газопровод.
Во время рассмотрения судебного дела № А71-188/2013 по жалобе РОАО "У" на решение Удмуртского УФАС России № СЮ05-03/2012-100 в судебное заседание было представлено письмо уполномоченного от собственников и арендаторов земельных участков - "<...>", исходя из которого, техническая возможность подключения к поселковому распределительному газопроводу, проходящему по ул. "<...>" существует, и в случае уплаты денежной суммы разрешение на подключение может быть выдано.
Управлением получена информация под грифом "для служебного пользования" от РОАО "У", согласно которой РОАО "У" выдает технические условия на подключение к поселковому распределительному газопроводу, расположенному на улице "<...>".
Заявитель считает, что у РОАО "У" отсутствовали основания для определения точки подключения к муниципальному газопроводу, поскольку имеется возможность подключения к распределительному газопроводу, проходящему около принадлежащего "<...>" земельного участка.
На основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 8, 10 ст. 48) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006 г. утверждены "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила).
Таким образом, подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения газом осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения на основании технических условий в порядке, установленном нормативным актом Правительства Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
На основании пункта 9 Правил, обязанность по подготовке и выдаче технических условий лежит на организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с актом от 17.12.2010 эксплуатационной организацией газораспределительной сети п. Первомайский является РОАО "У", а владельцем сети - физическое лицо.
Таким образом, РОАО "У" является газоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории г. Ижевска, следовательно лицом, уполномоченным принимать и рассматривать заявки на выдачу технических условий. Указанный вывод следует из анализа норм Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", п/п б п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 317 от 17.05.02 г., а также письма Минрегиона Российской Федерации № 18636-СК/14 от 18.06.2009 г.
Предоставление РОАО "У" технических условий присоединения вне поселковых распределительных сетей, расположенных на ул. "<...>" неразумно и противоречит пункту 17 Правил.
Статьей 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Для целей ФЗ "О естественных монополиях" в статье 3 применены следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, РОАО "У" в соответствии со статьями 3, 4 ФЗ "О естественных монополиях", статьей 5 Закона "О защите конкуренции" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке газа в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.
Таким образом, РОАО "У" осуществляет эксплуатацию газовых сетей (в том числе осуществляет работы по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) и транспортировку (подачу) газа на территории Удмуртской Республики, действуя в условиях естественной монополии как газораспределительная организация в отношении абонентов, потребляющих газ на указанной территории.
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
РОАО "У", предоставив "<...>" технические условия с точкой подключения к муниципальному газопроводу, создало для нее условия при которых потребитель необоснованно будет вынужден нести значительные материальные затраты по сравнению с другими собственниками земельных участков на ул. "<...>", которым РОАО "У" предоставило технические условия с присоединением к распределительному газопроводу, таким образом предъявляет неразумные и прямо не предусмотренные законом требования, злоупотребляет при этом своим доминирующим положением, ущемляет интересы "<...>", направленные на получение технических условий в порядке, предусмотренном нормативными актами, нарушает запрет установленный частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях РОАО "У" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 16.05.2013 г. № 156 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ05-03/2012-48. Определением о назначении дела № СЮ05-03/2012-48 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.05.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 06.06.2013 г. в 15 часов 00 минут.
При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 06.06.2013 г. представитель РОАО "У" - "<...>" пояснила, что РОАО "У" было вынуждено предоставить технические условия к газопроводу, который находится в муниципальной собственности и определило точку подключения к указанному водопроводу, не имея возможности присоединить потребителя к газопроводу, расположенному на ул. "<...>", в связи с отсутствием согласия собственника газопровода "<...>" на присоединение "<...>" к газопроводу, расположенному на ул. "<...>". Также "<...>" пояснила, что "<...>" направлен договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, и со стороны "<...>" на настоящий момент отсутствуют действия, направленные на заключение договора.
Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
Для подключения строящегося жилого дома к сетям газовым сетям "<...>" обратилась в РОАО "У" с заявлением о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение.
РОАО "У" представило "<...>" технические условия № 52-З от 04.03.2013 г., в которых определило точкой подключения подземный газопровод высокого давления вдоль проезжей части на с. Первомайский.
РОАО "У" направило в адрес "<...>" письмо от 11.03.2013 г. № 01-19/452 с указанием, что точка подключения определена к муниципальному газопроводу.
В соответствии с пунктом 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с актом от 17.12.2010 г. эксплуатационной организацией газораспределительной сети п. Первомайский является РОАО "У", а владельцем сети - физическое лицо.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ч.ч. 8, 10 ст. 48) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
В соответствии с пунктом 17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Исходя из изложенного, у РОАО "У" отсутствует обязанность заключить соглашение с основным абонентом, а именно владельцем газопровода, расположенного на ул. "<...>", на выдачу технических условий, также у РОАО "У" отсутствует обязанность заключить трехсторонний договор о подключении. РОАО "У" действуя в соответствии с Правилами, определило и предоставило технические условия "<...>" с точкой подключения к муниципальному газопроводу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях РОАО "У" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339 Комиссия,

решила:

1. Дело в отношении РОАО "У" ("<...>"), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии


------------------------------------------------------------------