Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.07.2013 по делу N А71-4926/2013 <О признании частично недействующими п. 1 и 2 постановления Правительства УР от 15.05.2009 N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в УР по состоянию на 01.01.2007">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу № А71-4926/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2013 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судей З.Ш. Валиевой, О.В. Иютиной, под председательством судьи Е.А. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Хакимуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талион", г. Краснокамск об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики, г. Ижевск,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
с участием в деле Прокурора Удмуртской Республики,
при участии в заседании представителя заявителя по доверенности от 01.02.2013 Брагар Д.А., представителя ответчика по доверенности от 16.07.2013 Чувакина О.Ю., представителя Прокурора по служебному удостоверению Русских И.Ю., в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о начавшемся судебном процессе и при наличии заявления о рассмотрении дела в его отсутствие,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Талион" (далее по тексту - ООО "Талион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании несоответствующим статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, и недействующим с момента его принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- подпункта 9 пункта 1, в части изменения цифры "17910213,88" на цифру "52882029,20" в пункте 51379 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
- подпункта 9 пункта 2, в части изменения цифры "753,67" на цифру "2225,30" в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении (т. 1 л.д. 4 - 13), в дополнительных пояснениях, указав следующее.
ООО "Талион" владеет на праве собственности земельным участком общей площадью 24539 кв. м по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 1 кадастровый (или условный) номер 18:26:050972:2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 18 АБ № 463963, выданным 13.03.2012. Из кадастровой выписки следует, что земельный участок заявителя образован из земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:0002.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 275 от 24.11.2008 приложением № 1 утверждена кадастровая стоимость земельного участка 18:26:050972:0002 и составляет 17910213,88 руб. (пункт 51379). Кроме того, постановлением № 275 от 24.11.2008 приложением № 2 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007, где применительно к номеру кадастрового квартала 18:26:050972:0002 с учетом вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строение, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", был определен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, равный 753,67 руб./кв. м (пункт 2329).
Впоследствии постановлением Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15.05.2009 в п. 1 раздела 9 "Город Ижевск" внесены изменения в приложение № 1 к постановлению № 275 от 24.11.2008: в пункте 51379 цифры "17910213,88" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) заменены на цифры "52882029,20"; в п. 2 раздела 9 "Город Ижевск" внесены изменения в приложение № 2 к постановлению № 275 от 24.11.2008: в пункте 2329 цифры "753,67" (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в размере кадастровых кварталов) заменены на цифры "2225,30". В соответствии с п. 4 постановления № 116 указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" содержит прямое указание на принятие органом кадастрового учета решения об устранении кадастровой ошибки в сведениях в случае ее выявления.
Однако из ответа Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 26.02.2013 № 12-24/1166 следует, что ввиду большого количества земельных участков (2882 земельных участка) кадастровая стоимость которых подлежала исправлению, протоколы о выявлении кадастровой ошибки по отдельным земельным участкам не составлялись, решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принималось.
Из содержания пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 следует, что необходимость внесения изменений в указанное постановление обусловлена допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов ошибкой в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, заключающейся в ошибке по определению значений фактора стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения произведенных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах и сельских райцентрах, в том числе, в городе Ижевске.
С учетом предусмотренной Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов обнаружение ошибки в значениях факторов стоимости земельных участков предполагает необходимость повторного сбора сведений о рыночной стоимости земельных участков и построение новой статистической модели кадастровой стоимости, что в свою очередь, влечет перерасчет кадастровой стоимости земельного участка. Из ответа Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 10.06.2013 № 12-24/1833 следует, что перерасчет кадастровой стоимости земельного участка 18:26:050972:2 с учетом правильных показателей по значению фактора стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", не производился.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 нарушены права и законные интересы заявителя. Земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:2 приобретен заявителем в собственность по договору купли-продажи земельного участка от 02.02.2012 № 5005. Расчет выкупной цены земельного участка определен в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Выкупная цена земельного участка заявителя была определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116, а должна быть определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275. Заявитель излишне уплатил выкупную сумму в размере 902808,22 руб. Кроме того, с момента выкупа земельного участка в свою собственность заявитель многократно переплатил сумму земельного налога в местный бюджет. Переплата по земельному налогу за 2012 год составила 346055,54 руб.
Поскольку действие постановления Правительства Удмуртской Республики 15.05.2009 № 116 распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и повлекло неправомерное изъятие денежных средств заявителя в виде излишне уплаченных налогов и выкупной цены земельного участка, оспариваемое постановление должно быть признано недействующим с момента его принятия.
Ранее заявитель обращался с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 в Верховный Суд Удмуртской Республики, который в принятии заявления отказал в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции (определение от 05.03.2013). Апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 06.05.2013 по делу № 33-1387/2013 вышеуказанное определение суда оставлено без изменения (т. 1 л.д. 160 - 163).
Правительство Удмуртской Республики с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 2 л.д. 1 - 2), указав следующее. Оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, принят в связи с допущенной исполнителем работ по государственной оценке земельных участков ошибкой в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, на основании которого было принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275. Предусмотренная законом процедура исправления кадастровой ошибки не нарушена. Принимая постановление № 116, Правительство Удмуртской Республики, как и при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, было не вправе проверять и оценивать новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную органом кадастрового учета. Права и законные интересы ООО "Талион" оспариваемым постановлением не нарушены.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2004 № 1-П выявлен конституционно-правовой смысл частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ, а также установлено, что нормативное положение, содержащееся в частях второй и третьей ст. 253 ГПК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 части первой ст. 27, частями первой, второй и четвертой ст. 251 ГПК РФ, согласно которому признание нормативного правового акта противоречащим федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, - в части, относящейся к проверке нормативных правовых актов, которые в соответствии со статьей 125 Конституции РФ могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, - не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению. С учетом изложенного, постановление № 116 от 15.05.2009 в соответствующей части нельзя признать недействующим с момента его принятия.
В письменных пояснениях третье лицо указало, что обоснованных возражений относительно изложенных в заявлении доводов ООО "Талион" не имеет. Решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в отношении земельного участка ООО "Талион" Управлением Росреестра по Удмуртской Республике не принимались.
Представитель Прокуратуры Удмуртской Республики полагает, что требования общества подлежат удовлетворению в связи с нарушением процедуры принятия оспариваемого постановления (письменные пояснения от 18.07.2013).
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению 1. Под пунктом 51379 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:0002, кадастровая стоимость которого составляет 17910213 руб. 88 коп. Согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 удельный показатель кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № 18:26:050972:0002, в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" равен "753,67".
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 22.12.2008 за № RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 № 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" (далее - постановление № 116) в постановление № 275 внесены изменения, в том числе: в пункте 51379 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 1 цифра "17910213,88" (кадастровая стоимость земельного участка) заменена на цифру "52882029,20"; в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 2 цифра "753,67" (удельный показатель кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка) заменена на цифру "2225,30".
Пунктом 4 постановления № 116 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18.06.2009 № 24.
Общество с ограниченной ответственностью "Талион" является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:2 площадью 24539 кв. м по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 1, на основании заключенного между Администрацией города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства и заявителем договора купли-продажи от 02.02.2012 № 5005 (т. 1 л.д. 140 - 141). Согласно представленной кадастровой выписке земельный участок № 18:26:050972:2 образован из земельного участка № 18:26:050972:0002 (т. 1 л.д. 148).
Считая, что постановление Правительства Удмуртской Республики от № 116 не соответствует статье 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, ООО "Талион" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействующим с момента принятия.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 23 мая 2013 года. Определением суда от 29.05.2013 заявление принято к производству.
В силу п. 1.1. ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в редакции Федерального закона № 317-ФЗ от 30.12.2012).
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением данный спор был подведомственен арбитражному суду.
Судом также учтено наличие определения Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.03.2013 о прекращении производства по гражданскому делу по заявлению ООО "Талион".
Частью 1 ст. 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно частей 5, 6 ст. 194 АПК РФ, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято полномочным органом.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых был составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275, которое было предметом судебного рассмотрения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации № 43-Г09-19 от 18.11.2009, в удовлетворении заявления ОАО "Ижмебель" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части было отказано.
Из преамбулы постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон № 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил оценки государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8 Правил).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания). Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов начинается с формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и завершается расчетом кадастровой стоимости земельных участков на основе построения статистических моделей (п. п. 1.4, 2.2.1).
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона № 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29.01.2009 № 03-05-06-02/05, в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ.
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмами Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 26.02.2013 № 12-24/1166, от 10.06.2013 № 12-24/1833.
В нарушение ч. 6 ст. 194 АПК РФ Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050972:0002, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 в размере 17910213,88 руб., была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Довод представителя Правительства Удмуртской Республики о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона. Кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику. Данное письмо соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 08.04.2000.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством Удмуртской Республики кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также удельный показатель кадастровой стоимости земли установлены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Суд считает, что оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности заявителя, увеличились как его выкупная цена при заключении договора купли-продажи, так и сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.
Доводы Правительства Удмуртской Республики о том, что пунктом 2 в части изменения цифры "753,67" на цифру "2225,30" в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 2 права заявителя не нарушаются, подлежат отклонению.
Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом
Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222. Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Кадастровая стоимость участков, получившихся после раздела или выдела, равна произведению соответствующей площади участка и удельного показателя кадастровой стоимости (стоимостный показатель) ранее существовавшего участка (п. п. 2.1.17, п. 2.1.18 Методических указаний).
Таким образом, размер кадастровой стоимости земельного участка 18:26:050972:2 определен путем умножения площади участка 24539 кв. м на удельный показатель 2225,30 руб./кв. м и составил 54606636 руб. 70 коп., что подтверждается представленной кадастровой выпиской (т. 1 л.д. 148). Расчет выкупной цены земельного участка заявителя определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует статье 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в связи с чем, подлежит признанию недействующим в части:
- подпункта 9 пункта 1, в части изменения цифры "17910213,88" на цифру "52882029" в пункте 51379 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
- подпункта 9 пункта 2, в части изменения цифры "753,67" на цифру "2225,30" в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Требования ООО "Талион" в указанной части подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя о признании оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики недействующим с момента его принятия подлежат отклонению.
Согласно ч. 4 ст. 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (ч. 5 ст. 195 АПК РФ). Поэтому арбитражный суд не может признавать этот акт не действующим с момента его принятия (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80).
Суд также отмечает, что признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда не препятствует заявителю требовать восстановления нарушенного этим актом права в период его действия, как это предусмотрено ст.ст. 12, 13 ГК РФ.
По смыслу статьи 125 Конституции РФ и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 16.06.1998 № 19-П, от 11.04.2000 № 6-П, от 18.07.2003 № 13-П и от 27.01.2004 № 1-П, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Таким образом, ч. 5 ст. 195 АПК РФ устанавливает лишь процессуальные последствия признания судом нормативного правового акта недействующим и не может отменить действие норм материального права, устанавливающих обязанность публично-правового образования возместить ущерб, причиненный в результате издания такого незаконного акта в период его действия.
Указанная правовая позиция также изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 9608/11.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате госпошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с Правительства Удмуртской Республики в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Признать постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 № 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" несоответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, и недействующим в части:
- подпункта 9 пункта 1 в части изменения цифры "17910213,88" на цифру "52882029,20" в пункте 51379 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
- подпункта 9 пункта 2 в части изменения цифры "753,67" на цифру "2225,30" в пункте 2329 раздела 9 "Город Ижевск" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
2. Отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований.
3. Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Талион" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вступления в законную силу в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья
БУШУЕВА Е.А.

Судьи
ВАЛИЕВА З.Ш.
ИЮТИНА О.В.


------------------------------------------------------------------